Калиостро

Граф Сен-Жермен (1710-1784) и граф Калиостро (1743-1795) почти совпали по времени земного существования. Их часто даже путали, называя второго перевоплощением первого или его учеником.

Но слишком разными были эти люди: по внешности, манере поведения, степени посвященности в тайные знания. Несхожими были и их судьбы. Если Сен-Жермен жил на закате магических времен и лишь отчасти испытал притеснения, то Алессандро Калиостро, оказавшись в мире, где понятие «маг» полностью совпадало по значению со словом «шарлатан», был гоним, как зверь на псовой охоте. Особенно его ненавидели люди, диктовавшие дух и характер эпохи. Его, прозванного Другом Людей за благотворительность и целительство, многократно пытали на дыбе в застенках инквизиции, добиваясь признания в том, что он и есть мошенник Иосиф Бальзамо. Клеймили как масона, адепта египетских мистерий и артиста. Его, преданного всеми: друзьями и женой — приговорили к смертной казни. Затем заменили ее на длительную агонию в башне Ангела, где, в конце концов, тайно удавили.

К сожалению, горы лжесвидетельств, хорошо оплаченных или вырванных силой, под пытками, со временем обрели характер исторических фактов, и клеймо шарлатана осталось на имени Калиостро по сей день. Казалось бы, какое значение имеет подозрение, что Иосиф Бальзамо и граф —одно и то же лицо? Если и так, то произошло полное духовное перерождение, а, возможно, вселение высокой сущности в тело жуликоватого простолюдина из Палермо. Исследователь Е.М. Батлер писал: «Он являет собой хороший пример двойственной природы магов. У всех есть свои «Бальзамо». Белые маги побеждают их и становятся божествами в легендах. Черные маги побеждают их, становятся их жертвами и попадают в ад. Калиостро метался всю жизнь между этими двумя борющимися половинками своей души, хотя чудеса, творимые им, говорят о том, что он являлся последователем великих мудрецов прошлого».

 Калиостро

Калиостро, как и другие искатели мудрости в древности, много путешествовал по Востоку, затем, вернувшись в Европу, познакомился с немецким масонством и вступил в ложу Эсперанса, пройдя инициацию смертью и произнеся клятву о сохранении тайн.

По одним данным Иосиф, по другим Джузеппе был рожден в 1743 году. Бальзамо – фамилия его отца, мелкого торговца. Мальчика отдали учиться в школу святого Рокка, однако в скорости его отстранили от обучения. Некоторые историки утверждают, что причиной изгнания Джузеппе было богохульство, прочие – кража.

После этого инцидента разъяренная мать отправила сына в монастырь бенедиктов. Так как у юноши были склонности к алхимии, один из монахов решил стать его куратором. К сожалению, очередная попытка сделать из юного проказника ученого человека не увенчалась успехом. Монахи утверждали, что Бальзамо был вором. Парень со своей стороны твердил, что изучил практически всю библиотеку при монастыре, однако делал уклон исключительно на науки, которые его интересовали.

После очередного изгнания из святой обители и возвращения в родной город, молодой человек занялся изготовлением разного рода снадобий. Основная ошибка парня заключалась в том, что наряду с выпуском лекарственных средств он также зарабатывал деньги на продаже поддельных документов. Фамилию Калиостро молодой маг взял после смерти своей тетушки – Винченцы. Считается, что титул графа был придуман самим алхимиком.

Один из его братьев по вере, Фигурьер, вспоминал: «Он говорил только о путешествиях в Египет, Мекку и другие дальние страны, о науках, в которые был посвящен у подножья пирамид». Довольно быстро Калиостро прошел все стадии посвящения: от ученика и рыцаря до Мастера и Великого Мастера. Вскоре ему стало тесно в рамках масонства: граф мечтал очистить древнюю традицию от позднейших, а зачастую и невежественных, наслоений, поэтому решил основать собственное тайное общество, которое в угоду моде времени назвали египетским масонством. В поисках учеников он объездил Северную Италию, всю Германию и добрался до столицы современной ему Латвии — Митавы, где остановился в доме у графов Медемов. Элиза фон дер Реке вспоминала о своей встрече с Калиостро в 1779 г. и о его откровениях: «…Его ученики никогда не умирают, если только не посвятят себя черной магии; когда их тело стареет, они восходят на небо, подобно своему великому учителю. С периодичностью в 12 жизней происходит очищение: ученики умирают, но воскресают вновь, как Феникс из пепла. Таким образом, Феникс является аллегорическим образом этих великих магов».

В книге «Египетское масонство» Алессандро Калиостро описывал процесс физического перерождения: «…Сорокадневное уединение, которое следует воспринимать как праздник, необходимо проводить каждые пятьдесят лет, начиная с полнолуния в мае, в обществе одного лишь преданного человека… На тридцать седьмой день примите третью и последнюю крупинку лекарства.

Во время глубокого сна, который последует сразу же за приемом лекарства, обновятся волосы, зубы, ногти и кожа… На сороковой день старик превратится в юношу».

Как и его предшественник, граф Сен-Жермен, Калиостро счел необходимым посетить Россию. В 1780 г. под именем графа Феникса он прибыл в Санкт-Петербург, где бесплатно лечил больных. Затем через Варшаву и Страсбург добрался до Парижа и был встречен народом как величайший маг и целитель. Это был неслыханный триумф! Впрочем, громкая слава волшебника не могла не возбудить зависти короля и церкви.

-3 Калиостро

На Калиостро натравили продажного и жадного до денег журналиста Морандона, который писал статью за статьей, обличая графа как проходимца Иосифа Бальзамо, присвоившего себе чужие имя и титул.

Калиостро ответил на вызов, предложив, по сути, магическое состязание: пригласил писаку к себе на завтрак, где единственным блюдом должен был стать молочный поросенок, под кожу которого впрыснут яд.

Свое приглашение маг окончил словами: «На следующее утро произойдет вот что: или мы оба умрем, или оба останемся живы, или один из нас умрет, а другой останется жив».

Морандон, струсив, отказался от этого испытания, а Калиостро из заочной схватки вышел победителем, что, однако, не спасло его от ареста и заключения в Бастилию. О своей тюрьме Алессандро писал с ужасом: «Неужели все тюрьмы похожи на Бастилию? Здесь царят циничная дерзость, отвратительная ложь, лицемерие, неприкрытая жестокость, издевательства, несправедливость и смерть… Некоторые погребены здесь уже 30 лет, их считают умершими, но они живы».

Через полгода он был оправдан. Второй раз его арестовали 27 декабря 1789 г., и на этот раз обвинения ему предъявила инквизиция. Судебный процесс продолжался с 4 мая по 22 июня 1790 г., было проведено 43 допроса с пристрастием: его пытали на дыбе. Обвиняли в язычестве и идолопоклонстве, в отречении от веры поклонении дьяволу. В этих же застенках пытали его жену, Лоренцу-Серафину. Поначалу, несмотря на физические истязания, Калиостро держался стойко, отвечал, что все делал во славу Господа. Затем, после пыток и изнурительных, повторяющихся до бесконечности допросов, начал путаться, противоречить сам себе. Когда же его бедная супруга, не стерпев издевательств, начала лжесвидетельствовать, обвиняя мужа во всех мыслимых и немыслимых грехах, он сказал: «Я могу повторить только то, что уже говорил. Скажите, что вы хотите от меня услышать?» В конце концов, он согласился со многими выдвинутыми против него обвинениями, но закончил речь словами: «Я никогда не прибегал к услугам дьявола и не совершал языческих обрядов». Впрочем, служители церкви его не слушали: они добились главного — признания, остальное неважно. Жену отправили в монастырь, мужа — в тюрьму Сан-Лео, где возвышалась башня, названная кем-то с мрачноватым юмором, за близость к небесам — башней Ангела.

-2 Калиостро

7 апреля 1791 г. ему объявили смертный приговор, но привести его в исполнение не решились: боялись возмущения народа. Папа Римский заменил смерть «вечным» заключением. Вечности не получилось: через четыре года Калиостро был тайно задушен в своей камере. Если бы Алессандро протянул в своей башне еще два года, то его обязательно спасли: в 1797 г. французские революционные войска захватили католические государства, Папа бежал, а в тюрьму Сан-Лео ворвался польский легион во главе с генералом Домбровским. Тот расспрашивал всех о «божественном Калиостро», но отыскать его следов так и не смог.

Многие верили, что волшебник сумел бежать. Елена Блаватская утверждала, что в Россию, более того — к ним в дом. Она даже сохранила детские воспоминания о том, как Калиостро: «…В середине зимы явил чудо — тарелку клубники для больного, пожелавшего этой ягоды».

И все же, кем был Алессандро Калиостро? Пожалуй, лучше всего о нем сказал Батлер в книге «Маги»: «Он говорил о своем загадочном происхождении; принял масонство, был вовлечен в захватывающую борьбу; его преследовали, пытали; он умер и, как говорят, воскрес снова. Калиостро — принесенный в жертву священник, использующий старинные обряды; человек, путешествовавший на Восток, основатель загадочной религии».

Это интересно

Поделитесь впечатлениями

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *