Змей горыныч и мифология

Змей Горыныч изображается враждебным человеку существом. Он нападает на людей, губит урожаи на полях, ворует скот, детей и молодых женщин (последних для того, чтобы сделать их своими женами). Именно поэтому герои сказок борются со Змеем, вступая с ним в смертельные поединки.

В некоторых сказках, особенно украинских, Змей выступает в разных, так сказать, ипостасях: то в образе упомянутого выше огненного летающего существа, то в человеческом образе, когда он встречает героя в своем дворце, ест с ним и пьет (правда, свою, «змеиную», еду, например железные вареники), а то еще и в виде многоголового огнедышащего чудища, которое либо что-то охраняет, либо что-то свое строит или зачем-то роет землю:

«…стал подступать под город змей. Такие, пудов по тридцать, камни ворочает, бросает да дворец себе строит».

Такой «землеройный» вариант Змея описывает, например, русская сказка «Бой на Калиновом мосту». Почти аналогичные сюжеты приводятся в средневековых германских и скандинавских сагах и легендах. Именно с этим наземным вариантом Змея борется герой сказок и легенд (Иван-царевич, Чабанец, странствующий рыцарь), отрубая его многочисленные головы своим заговоренным мечом. Но головы эти имеют волшебное свойство: они снова отрастают (или прирастают к перерубленной шее), после того как Змей (Дракон) чиркает по шее своим «огненным пальцем»:

«Отрубил Змею девять голов, Змей подхватил их, чиркнул огненным пальцем головы снова приросли».

 

И лишь после того как герою удается отсечь «огненный палец», он окончательно отрубает все головы чудовища и одерживает заслуженную победу в поединке. Отрубленные головы Змея герой приносит как трофеи царю (королю, родителям, даме сердца и так далее).

Интересная подробность есть в этих сказках: во время поединка многоголовое чудище ведет себя более чем удивительно — оно не пускает в действие против врага ни своих зубов, ни когтей, а старается вогнать его в землю (сначала по щиколотки, затем по колени, по пояс), но смельчак каждый раз выкарабкивается из земли и продолжает битву до победного конца.

Вспомним, как описывает эту сцену знаменитый «знаток» фольклора кот Василий из сатирической повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу»:

«"Потом, естественно, каленая стрела, все три головы долой, Иван вынимает три сердца и привозит, кретин, домой матери… Ничего себе подарочек!" Кот сардонически захохотал…»

Ещё понравится

Поделитесь впечатлениями

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *