Старец горы

Подобно тому, как единое христианское учение разделилось на католичество, православие и множество протестантских толков, так и ислам в VII в. н. э. раскололся на учения сунитов и шиитов. Спустя сто лет в среде шиитов произошел раздел: из общего течения выделились последователи сына имама Джафара ас-Садика, Исмаила. Поначалу исмаилиты были тайной сектой, скрывавшейся в подполье. В наши дни у этой веры много сторонников в Иране, Сирии и других восточных странах. Имам исмаилитов Ага- хан живет в Париже, является одним из богатейших людей в мире и ведет активную политическую, культурную и благотворительную деятельность.

Все было по-иному в XII в., когда одно упоминание имени шейха Хасана ибн Саббаха, прозванного Старцем горы, заставляло бледнеть от страха могущественнейших владык как мусульманского, так и христианского миров. Когда Старец выходил на балкон своей неприступной крепости Аламут и, вглядываясь вдаль, намечал очередную жертву, то уже ничто не могло ее спасти. Фидаи-смертники, которые по мановению руки Хасана ибн-Саббаха бросались в пропасть и гибли, под видом странников или купцов отправлялись в дальние страны, проникали в крепости и города, лгали, лжесвидетельствовали, выжидали месяцами того единственного мгновения, когда можно одним броском настигнуть свою жертву и всадить ей нож в сердце. Схваченные охраной, они отнюдь не таились: пусть все знают, как далеко простираются руки Старца горы, как умелы и неумолимы его слуги. Накурившись гашиша, они смеялись в лицо палачам. Название наркотика, переиначенное франками в «ассасин», стало именем убийц.

-горы Старец горы

Фидаями Старца было убито три халифа, шесть визирей, несколько наместников областей и правителей городов, немало крупных духовных лиц, а также великий иранский ученый Абуль-Махасин. Погибли от их рук и два европейских государя — князь Раймунд Триполийский (в 1105 г.) и маркграф Конрад Монферратский (в 1192 г.). Большинство же убийств осталось нераскрытым, и участие в них ассасинов не доказано.

Сами фидаи умирали с радостью: верили, что немедленно попадут в рай, где их ждут прекрасные гурии, дабы исполнить любые желания героев.

О райских садах смертники судили не по слухам, сами не раз бывали там…

Шейх ибн Саббах отбирал для службы себе мальчиков и, опоив их вином до потери сознания, помещал в сад, устроенный в его крепости. Лучше всех этот сад описал путешественник Марко Поло: «Содержал Старец при своем дворе тамошних юношей от двенадцати до двадцати лет. Были они как бы под стражей и знали понаслышке, как Мухаммед, их пророк, описывал рай… Приказывал Старец вводить в этот рай юношей и вот как — сперва их напоят и сонными брали, вводили в сад. Там их будили. Проснется юноша и поистине уверует, что находится в раю, а жены и девы с ним весь день играют, поют, забавляют его, всякое его желание исполняют. Затем приказывает Старец опять напоить юношей. Когда же они заснут, переносят их во дворец. Проснутся юноши во дворце, изумляются, но не радуются, потому что из рая по своей воле они никогда бы не ушли. Идут они к Старцу и, почитая его за пророка, смиренно ему кланяются. Старец их спрашивает, откуда они пришли. Из рая, отвечают юноши. Захочет Старец убить кого-либо из важных господ, прикажет испытать и выбрать самых лучших из своих ассасинов, посылает их в недалекие страны. Скажу вам по правде, много царей и баронов из страха платили Старцу дань и были с ним в дружбе».

Впрочем, Хасан не всегда был старцем, и поначалу его имя никому не внушало страха…

Он появился на свет в середине XI в. в иранском городе Рей, который находился неподалеку от южной оконечности Каспийского моря. Сын торговца или ремесленника Хасан был праведным мусульманином и потому агитацию соседа-исмаилита воспринимал равнодушно. Но однажды, сильно заболев, решил испытать судьбу. В молитве, которую он вознес Всевышнему, поставил условие: если чудом выздоровеет, то станет исмаилитом-сектантом. Любая искренняя молитва исполняется, и юному жителю города Рей ничего не оставалось, как исполнить свое обещание. Более того, как способного ученика его отправили в Египет, чтобы там овладеть искусством проповедника. Вернувшись в Иран, он бродил из города в город, проповедовал слово Божье, как понимал его сам. А понимал он его как полное и беспрекословное подчинение верующего наместнику Аллаха на земле — имаму.

-горы-2 Старец горы

Таких проповедников, бродивших по узким улочкам городов и базарам, было множество. Хасан ибн-Саббах мог бы стать одним из них, но не стал, от теории он перешел к практике, захватив вместе с преданными ему людьми крепость Аламут, расположенную среди высоких гор. С тех пор он получил прозвище Старец горы, хотя ему, тридцатилетнему проповеднику, еще далеко было до преклонных лет. Все же прозвище было правильным: шейх исмаилитов ибн Саббах провел в крепости всю свою долгую жизнь и умер здесь восьмидесятилетним старцем в 1124 г. Из Аламута он руководил всей сетью созданной им жуткой организации. Его фидаи не только убивали неугодных, воины-исмаилиты, которых становилось все больше, захватывали одну неприступную крепость за другой, сначала в Иране, а затем и сопредельных странах. Казалось, империя Старца горы существует поверх временных государственных границ — она беспредельна и всемогу

ща. Но это была всего лишь иллюзия: бега времени опасаются даже боги, что уж говорить об обыкновенном старце! После его смерти невидимая империя просуществовала еще некоторое время, а потом крепости, одна за другой, рухнули под натиском монгольского нашествия…

В нашем веке археологическая экспедиция исследовала руины Аламута. Там, где некогда били фонтаны и цвели сады, напоминающие райские кущи, воет ветер, занося песком остатки неприступной когда-то крепости.

На двухсотметровой высоте сохранилась терраса, с которой Хасан ибн Саббах озирал многокилометровое пространство долины.

И все же монголы завоевали не все крепости исмаилитов: они попросту не смогли отыскать их среди глухих ущелий. Спустя века историки наталкиваются на них. Возможно, не все крепости оставлены защитниками, и за их стенами продолжают жить далекие потомки фидаев, верных слуг шейха Хасана ибн-Саббаха?

Вероучение ислама по ряду причин разделилось на несколько течений. Сторонники одного из них называются шиитами, но и это направление не отличается единством. Наибольшую известность получила вера исмаилитов, впитавшая в себя лучшие достижения человеческой мысли. К сожалению, больше известна другая секта — низариты, которые имигрировали на север Ирана и создали там религиозный центр в суровом горном замке Аламут. Здесь воспитывали фанатиков веры — фидаинов. Поскольку они потребляли гашиш, то всю секту стали именовать гашашинами, затем от этого было образовано слово ассасины, что и по сей день на французском означает «убийцы». Сейчас даже трудно представить какую силу некогда имело это слово. Зачастую оно само по себе могло убивать: стоило шепнуть человеку, что за ним охотятся ас- сасины, и жертва знала, что спасения не будет. Естественно, ни сам обожествленный повелитель убийц шейх Хасан ибн Саббах, ни его анонимные последователи не стремились быть запечатленными на века. Всё же эти миниатюры из старинных арабских рукописей дают представление о «Старце горы» и его ассасинах.

Ещё понравится

Поделитесь впечатлениями

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *