С VII по XII вв. н. э. все земли между Одером и Эльбой, а по-славянски — Лабой, были заселены племенами западных славян: поморянами и бодричами, полабами и ваграми. Одним из самых многочисленных был народ лютичей, получивших свое имя за храбрость в боях с врагами. Их столица называлась Радигощь или по-немецки — Ретра. Сейчас многие города переименованы: Старгород превратился в Альтенбург, Райбор стал Рат- цебургом, Мехлин — Мекленбургом, Бранница — Брандер- бургом, Кореница — Гарцем. Некогда обитавшие здесь славяне были частично оттеснены на восток, частично перебиты, остальные онемечены. Культурные традиции и язык хранят разве только лужицкие сорбы, верхние и нижние.

И все же в немецких землях осталось много славянского: в таинственных лесных чащах, в глубинах озер. Живы предания о Радигощи, которая не раз подвергалась нападениям: в 953 году ее обороняли от итало-германского короля Оттона Первого, в 1068 году — от войск Генриха Четвертого, полстолетия спустя, в 1118 г., Ретру штурмовали воины французского короля Лотаря Третьего и в 1150 году — солдаты Генриха Льва.

Ни одному правителю славянская Радигощь не давала покоя, каждый считал своим долгом пойти на нее военным походом, разрушить и разграбить.

Христианские хронисты, шедшие вместе с армией, старательно описывали увиденное. Германский епископ Титмар Мерзен- бургский (975—1018) подробно описал святой град, расположенный на озерных островах: «Столица племени лютичей город Ретра, имела территорию треугольной формы и была окружена священной дубравой с тремя воротами. Двое из них были общедоступными, а третьи вели в воды озера. Посреди города возвышался мастерски выстроенный на фундаменте из рогов разных зверей и животных деревянный храм. Внешнее его украшение составляли прекрасно вырезанные и умело раскрашенные барельефы разных богов и богинь, а в середине стояли закованные в боевые латы статуи богов. Главным среди них, безусловно, был Радегаст».

 Ретра - святой град на водах

Современный исследователь Александр Снисаренко в книге «Третий пояс мудрости» пишет: «Радегаст почитался в виде юного воина с копьем в левой руке, имя его переводится неоднозначно: «гость совета» (незримо присутствующий на советах вождей), «глава совета» (ибо решающее слово принадлежало жрецу, оглашавшему волю Радегаста), «господин редариев», или ратарей, принадлежавших к племенному союзу лютичей (их верховное божество). Не исключено, что такая многозначность была намеренной и что имя этого бога означало и первое, и второе, и третье. У моравов он назывался Радогостом, немецкие летописцы превратили это имя в Радхорст».

В городе Радегаста, Радигощи, все дышало красотой и святостью, даже само озеро своим покоем или волнами предсказывало будущие события. На берегах оставляли жертвоприношения, и воды принимали их.

Вокруг озера и на его островах росли священные деревья, которые никогда не знали топора. Тщательно сохраняемые, они жили очень долго. Но и среди этих древесных долгожителей своей мощью и могучей красотой выделялись многовековые дубы. Под их ветвями, окруженные деревянным забором, стояли племенные боги ратарей, хижан, черезпнян, любушан, венедов и многих других славянских народов. Сюда могли войти жрецы и те, кто приносил жертвы богам. Но не было отказа и тем, кому грозила смертельная опасность: все, независимо от рода и племени, получали защиту под сенью священной дубравы.

Роща в плане была треугольной — по числу ворот, ведущих в Радигощь. Как желанных гостей здесь приняли саксов и их жреца — епископа Гельмольда. Те, пройдя по узкому мосту и оказавшись в святом месте, восхищались его красотами, дивились гостеприимству хозяев. Но вдруг по команде епископа саксы с мечами наголо ринулись на безоружных жрецов славянских. Насилием и святотатством они отплатили за гостеприимство. Позже Гельмольд описал эти события в своих хрониках: «Тут среди старых деревьев мы увидели священные дубы. Их окружал дворик, обнесенный деревянной, мастерски сделанной оградой, которая имела двое ворот. Все места были переполнены святыми и идолами. Сюда каждый второй день недели собирался весь народ вместе с князем и жрецом на суд. Тут был жрец, свои правила и обряды жертвоприношений… Когда мы пришли в эту дубраву и место безбожия, мы, зайдя во дворик, сломали ограждение, свалили его в кучу вокруг священных деревьев, и, подпалив, устроили из множества столбов костер, однако не без боязни, что на нас обрушится людское негодование».

Славяне не ответили злом на зло: они не могли пролить кровь в священной роще. «Язычники» были куда ближе к заповедям Христа, чем германские неофиты. Жрецы лютичей ушли из оскверненной саксами Ретры в соседнее племя бодричей, которыми в то время правил гордый князь Крут. У него во дворце схоронили статую вечно юного Радегаста. А Крут не таким был человеком, чтобы уступить иноземцам, сколь не были бы велики их силы — бодричи сражались с германцами до последнего воина, пока не прекратился весь их род.

Но имя Радегаста не было забыто. Сни- саренко пишет: «Значение и популярность Радегаста переоценить просто невозможно. Пожалуй, ни одно другое славянское божество не оставило столько следов на географической карте: Радвилишкис в Литве и Радеформвальд к востоку от Дюссельдорфа, Радеберг и Радебойль около Дрездена, Радовицкий в Моковской области и его югославский тезка Радовиш, Радогоща в Ленинградской области и югославское Радоево, болгарский Радомир, польские Радом и Радомско, Радомышль в Житомирской обалсти… Функция Радегаста как советчика сохранилась в неизменной форме в слове «рада». В украинском, белорусском, польском и других славянских языках так называют совет как орган власти. А у бодричей это божество зафиксировано с именем Родогаст: не отсюда ли усеченное имя Род?..»

-2 Ретра - святой град на водах

Автор высказывает предположение, что и подмосковный Радонеж, чье название происходит от «радуницы» — дня поминовения усопших предков, несет в себе имя бога поминальной тризны — Радегаста.

Ну, а что же случилось с самой Радиго- щью, не могла же она исчезнуть без следа? Немецкие археологи потратили немало сил на раскопки в тех местах, где некогда обитали славянские племена. Сотрудники музея древней истории в Шверине и Центрального института древней истории и археологии откопали неподалеку от Шернбергского озера, в Великом Радене, остатки храма племени варнов. Уничтоженный во времена христианизации и сброшенный в болото, он почти полностью сохранился. Довольно крепкие остатки стен, крыши и внешней дубовой стены с вырезанными ликами божеств, позволили провести удачно реконструкцию. Построенный приблизительно в IX веке на малодоступном полуострове, храм стоял на определенном расстоянии от села. К нему вела добротная дорога из дубовых брусов. Но вряд ли это и есть Радигощь, описанная хронистами Титмаром и Гельмольдом.

В 1922 году археолог Карл Шуххарт раскопал на мысу, выступающим в озеро Брей- терлюццин, северо-восточнее города Фельдберг, славянский город, окруженный двумя земляными валами с тремя большими и тремя малыми воротными башнями, с храмом Сварожича-Радегаста в центре. Город был условно назван Ретрой.

И все же, по описаниям хронистов, Радигощь должна находиться на дне озера Тол- лензее — ее искали и там, но озеро не желает выдавать свою тайну. Лишь иногда по ночам над водной гладью вспыхивают таинственные огни то в одном месте, то в другом. Местные старожилы считают, что это ходит по водам древний славянский бог Радегаст с факелом в руке: хочет отыскать Радигощь, свой родной дом, прекрасный, как в древние времена, когда на землях между реками Одером и Эльбой жили многочисленные славянские народы.

 

Ещё понравится

Поделитесь впечатлениями

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *