Острова кельтов

Народ-странник — кельты, пришли из Центральной Азии сначала в Южную Германию и Богемию, а затем повернули на юг — в Испанию, Италию, Грецию, Малую Азию. Двигаясь вдоль западного побережья Европы, они прошли от Испании до Бретани на севере современной Франции, а затем высадились в Ирландии, на юге Британии и в Шотландии. Практически весь континент был заселен этим народом.

Некоторые исследователи утверждают, что страсть к путешествиям отличала кельтов от всех остальных народов Западной Европы. В эпической литературе путешествие является символом развития души.

Традиция ученичества, проведенного в странствиях, сохранилась и в средневековой Европе: по дорогам, от одного города к другому, бродили не только будущие цеховые мастера, но и студенты.

-Кельтов Острова кельтов

Большой знаток кельтских преданий, профессор Оксфордского университета Джон Толкиен в своей работе «О волшебных историях» писал: «Побег — одна из важнейших функций волшебных историй… В том, что обычно называется «Реальной Жизнью», Побег, как правило, — поступок совершенно необходимый и даже порой героический… И, наконец, существует древнее и самое глубокое из всех желаний: Великий Побег, Избавление от Смерти».

Многое становится ясным в духовной культуре, социальной организации и ритуалах кельтов, если предположить, что их путешествия были религиозной необходимостью. Часто упоминаются райские земли, расположенные где-то на севере. Люди, живущие там, — самые счастливые, поскольку они никогда не знали ни войн, ни болезней и живут столько, сколько хотят. Кельтские легенды описывают «острова счастья», причем о некоторых из них сказано, что они опустились под воду, а море — это связующее звено между миром реальным, в котором живут кельтские племена, и миром волшебным, где возможны любые чудеса. Там торчит из моря нога великана, на вершине которой — обитель бессмертных, куда можно попасть только через дверь внизу. Из вод поднимается огромный квадратный серебряный столб со свисающей сверху и до самого моря золотой сетью. Существует остров с огромным зверем, который бродит вдоль стены, окружающей кольцом всю сушу. Странник, попавший в этот мир, получает все: любые угощения, любовь, приют, острые ощущения — но не имеет права ничего из этих сокровищ взять с собой.

Русские предания имеют много общего с кельтскими. Сказка «Аленький цветочек» подробно описывает чудесный мир, куда во время странствий попадает купец: «Входит он на широкий двор, в ворота широкие, растворенные; дорога пошла из белого мрамора, а по сторонам бьют фонтаны воды, высокие, большие и малые. Входит он во дворец по лестнице, устланной кармазинным сукном, со перилами позолоченными; вошел в горницу — нет никого; в другую, в третью — нет никого; …а музыка не смолкает; и подумал он в те поры про себя: «Все хорошо, да есть нечего», — и вырос перед ним стол, убранный-разубранный: в посуде золотой и серебряной, яства стоят сахарные…»

Страна воображения, безусловно, сохранила следы древних устных традиций, пытавшихся представить таинственные загробные миры. В этой связи Дж.Р.Р. Толкиен замечает: «Возможно, каждый писатель, творящий Фантазию, созидающий Вторичный Мир, мечтает быть настоящим творцом, надеется, что все, им написанное, реалистично, что бытие его Вторичного Мира берет исток свой в Реальности — или впадает в Реальность… Нетрудно представить, какую необыкновенную радость и восхищение можно почувствовать, если какая-то особенно прекрасная волшебная сказка окажется истинной…»

Кельты, совершая путешествия на север и на юг Европы, в воображаемые миры, не забывали не только о своей северной прародине, но и о «второй родине» в Центральной Азии. Память о ней постепенно превратилась в идею «мистического центра», популярного в сложной религиозной символике. Многое роднит кельтов с ариями, подчинивших себе в древности Индию: это отношение к природе, культ священных животных, равноправие женщин с мужчинами-воинами, а также схожесть поэтической метрики Ригведы и ранних ирландских и уэльских поэтических произведений.

-кельтов Острова кельтов

Христианству кельты подарили легенду о чаше Грааля и идею Чистилища. Вся кельтская мифология пронизана сюжетами о волшебном котле, который поддерживают девять фей. Этот чудодейственный сосуд вдохновлял поэтов, даровал мудрость, предсказывал будущее и раскрывал тайны мироздания. Именно этими способностями обладала чаша Грааля, которой, согласно преданиям, пользовался Христос на тайной вечере. С начала XIII в. Грааль становится символом божественного милосердия, человеческой свободы для спасения души. Поискам святыни посвящают свою жизнь рыцари короля Артура.

Легендарный святой покровитель Ирландии — Патрик, дабы убедить неверующих в том, что ад действительно существует, выкопал глубокую шахту, в которую предложил спуститься сомневающимся. Некоторые из них не вернулись назад, а те, кто вернулся, больше не смеялись и не участвовали в общем веселье, будто повидали нечто по-настоящему ужасное. В 1153 году в шахту — Чистилище, спустился рыцарь Оуэн, сумевший в последствии описать свои приключения. Его рукопись имела невероятный успех во всех европейских странах.

Эта шахта испытаний находилась, согласно свидетельствам хрониста Геральдуса Камбренсиса, на острове, разделенном на две части. На одной части поселились ирландские католические монахи, на другой — обитали злые духи.

Неизвестно, где был этот остров. Однако многие кельты прошли там очищение духа и стали правоверными католиками.

 

Ещё понравится

Поделитесь впечатлениями

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *