Остров Буян

Из зеленых глубин Балтийского моря поднимаются белые скалы острова Рюгена, а по-славянски — Руена, Руяна. Много живет по берегам Балтики народов, и каждый по- своему называет остров. Русские именовали его Буяном: за частые шторма и за нрав островитян. В легендах и сказках Буян — духовный центр мира, средоточие чудес, пуп Земли.

В древние времена на Рюгене возвышался святой град Аркона с храмом четырехликого бога Святовита. Аркона была духовным центром всего славянского мира, как Бенарес — у индийцев, Мекка — у мусульман, Иерусалим — у многих народов, исповедующих иудаизм и христианство.

Петербургский исследователь Александр Снисаренко в книге «Третий пояс мудрости» пишет: «Иногда единым общеславянским культовым центром называют Аркону — сильно укрепленный город, построенный на обрывистой скале, нависшей над морем и обнесенный мощной каменной стеной. Располагался он на крайней северо-восточной оконечности острова Руян (Рюген) — на одноименном мысу, как бы отростке, аппендиксе более крупного мыса, соединенного перешейком с другим таким же полуостровом и далее уже непосредственно с Рюгеном. Этот город-крепость близ нынешнего Путгартена (славянского Подгарда — предградья), казалось, был создан самой природой. Населяло его …отчаянное племя пиратов».

-Буян Остров Буян

Украинский исследователь Михаил Иванченко в книге «Удивительный мир древних славян» добавляет к этому: «Находился этот знаменитый храм на недоступном острове Руяне (ныне Рюген), который в русских былинах и сказках называется островом Буяном».

Подробное описание Арконы оставил современник и очевидец, датский хронист Саксон Грамматик (1140—1208), автор шестнадцатитомной истории «Деяния датчан»: «Город Аркона построен на вершине высокого мыса. С востока, юга и севера он защищен самой природой — скалами… Под скалами — море. С запада город защищен валом… На площади посреди города стоит мастерски выстроенный деревянный храм. Его почитают не столько за красоту, сколько за величие бога… Частокол, который окружает строение, украшен искусно сделанными фигурами. Ограда имеет лишь один вход, который ведет в храм… В храме стоял огромный идол Святовита, а рядом с ним — уздечка, седло, меч и другое снаряжение».

Подробное описание Святовита мы находим в Мифологическом словаре: «Святовит — высший бог, связан с войной и победами; его атрибуты — меч, знамя, боевые значки, в том числе изображавшего орла и копья. Культовый центр Святовита — храм в балтийско-славянском городке Аркона. Символический цвет Святовита — красный: его храм был увенчан красной кровлей, в капище был пурпурный занавес, в сундуках — множество пурпурных одежд. Белый священный конь при храме Святовита после ночи оказывался покрытым грязью: верили, что ночью он выезжал для борьбы с врагами. При гаданиях коня подводили к трем рядам копий, и если он спотыкался на левую ногу, это считалось дурным предзнаменованием, если же ступал с правой ноги — добрым. Ответы оракула Святовита считались наиболее весомыми. Идол Святовита имел четыре головы, расположенных справа, слева, спереди и сзади, что позволяет соотнести Святовита и его четырехстолповой храм с четырехчленной моделью мира в славянской мифологии».

Арконцы любили своих богов. По их представлениям, они жили среди людей, их можно было увидеть и побеседовать с ними. Святовит ничем не отличался от своих поклонников: одет был в суконное или войлочное платье до колен, носил грубые лапти на обнаженных ногах и тяжелый меч в чеканных серебряных ножнах. Рядом с его деревянной статуей, на стене храма, висели гигантского размера седло и уздечка — на тот случай, если бы богу пришлось возглавить войско. Четыре его головы, каждая на собственной шее (волосы подстрижены в кружок, лица обрамлены короткими бородами) были обращены, как у индийского Брахмы, в разные стороны, как бы затем, чтобы неусыпно следить за порядком в огромном славянском мире. Его атрибутами был не только боевой меч, но и скальса — большой металлический рог изобилия. Меч и рог, зло и добро « таков был мир, которым он правил и который обозревал.

В сентябре, в канун праздника урожая, верховный жрец подметал жилище «бога богов», задерживая при этом дыхание, чтобы не осквернить им святое место. В праздничный день отдергивался пурпурный занавес, скрывавший до того статую Святовита. Жрец, весь в красном, брал из рук бога рог изобилия, заглядывал в него и, в зависимости от того, сколько там осталось вина от прошлогоднего праздника, судил о том, каким будет грядущий год. Затем рог наполняли молодым вином и возвращали на место.

-Буян-2 Остров Буян

15 июня 1168 г. Аркона подверглась нападению воинов датского короля Вальдемара Первого. Статуя Святовита, его знамя и боевые значки с поруганиями были сожжены. Святилище сровняли с землей, а руянцы были насильно крещены. Эту трагедию описал хронист Гельмольд: «И повелел король вытащить деревянный идол Святовита, которого почитает весь народ славянский, и приказал накинуть ему на шею веревочную петлю и проволочь перед войском, на глазах славян, и, порубив на куски, бросить в огонь».

Вальдемар захватил также храмовую сокровищницу, но полностью потратить ее не смог. В 1169 году славянские отряды воинов за две недели захватили всю Данию. Смертельно напуганный, король, стремясь спасти свои земли, обратился за помощью к саксонскому герцогу, за что был вынужден отдать тому половину сокровищ Святовита.

Вскоре после похода датчан развалины Арконы вместе с частью суши опустились на морское дно, но до сих пор на Рюгене бытует легенда, что время от времени туманный образ славянского святого града возникает из волн. Викинги разнесли рассказы об этом чуде по северным морям и черты Арконы вошли в мифологию ирландцев, соединившись с воспоминаниями об Островах Блаженных — Хай Бризейл, как называет их Финтан в «Книге пчелы». Позже эти земли назвали островами счастья — О’Бразил, которую ирландские мифы размещали подальше от родных берегов — где-то в районе Пиренейского полуострова. Еще в прошлом веке поэт Джералд Гриффин писал:

В Океане, долбящем скалы Гибралтара, где ты живешь,

Появился, они сказали, смутный призрак земли. Ну что ж,

Моряки решили — там радость, и покой, и биты баклуш,

И назвали землю ОЪразил, то есть Острова Блаженных Душ

Когда легендарные земли не были обнаружены на Балтике и у берегов Испании, на их поиски отправились еще дальше — через Атлантику. Так появилось на карте имя латиноамериканской страны Бразилия.

Но в годы, когда Гриффин слагал свои стихи, многие крестьяне Рюгена тайком посещали лес богини Нерт и ее священное озеро, чтобы там поклониться тщательно сберегаемому алтарю Святовита.

Аркона не была единственным славянским городом на острове, существовала и Кореница, где на центральной площади трех главных богов, старшим из которых считался Ругивит, стояла его, внушавшая ужас, дубовая статуя, густо усеянная ласточкиными гнездами. Других богов звали: Поревит и Поренут. Завоеватели-датчане разграбили и этот храм: отрубили Ругиви- ту руку, в которой он держал меч. Епископ Абсалон, который едва доставал жезлом до подбородка трехметрового бога, приказал свалить Ругивита, отнести к ближайшему мосту и сбросить в воду. Все это было подробно описано хронистом Саксоном Грамматиком, запечатлявшим «славные» победы христиан над язычеством. Позже, уже в XIX в., Кореница была воспета в XI песне «Арконы» — греческой поэме германского поэта Адольфа Фридриха Фурхау.

Кореница стояла на том месте, где теперь расположился город Гарц, хранящий древнее имя в современном.

 

Ещё понравится

Поделитесь впечатлениями

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *