Один

Обитаемая вселенная, по представлениям скандинавов, состояла из девяти миров, возникших не одновременно и заселенных разумными существами.

  1. АСГАРД — первый по значению, но не по времени появления на свет, небесный град, где обитал верховный бог Один и подчиненные ему асы;
  2. АЛЬВХЕЙМ — Мир света, который помещен несколько ниже небес и населен светлыми альвами, позднее получивших имя эльфов;
  3. НИФЛЬХЕЙМ — пребывающий на севере Мир вечного Хлада и Тьмы. Он существовал еще до начала времен и туда направлялись на вечные муки и забвение проклятые мертвецы;
  4. ЙОТУНХЕЙМ — Мир великанов. Считался расположенным на северо-востоке, но практически это пространство начиналось сразу за оградой обжитых людьми мест,
  5. МИДГАРД — Средиземье или Круг Земной, в котором живут люди и животные;
  6. ВАНАХЕЙМ — Мир Крыльев или Мир Ванов, богов любви, плодородия, знахарства и белой магии;
  7. МУСПЕЛЬХЕЙМ — полуденный мир огня;
  8. ДВАРГАТАЛХЕЙМ — спрятанный непосредственно под землей Мир мудрых и умелых карликов-двергов или цвергов, в последствии — ГНОМОВ;
  9. ХЕЛЬ или ХЕЛЬХЕЙМ — Мир холода и смерти на самом дне вселенной. Обитель хтонических чудовищ и обычных — не праведных и не проклятых, мертвецов.

Сам повелитель верхнего мира, Асгарда, Один, по рождению не являлся асом, а происходил из великанов-йотунов или инистых исполинов. Мудрая прорицательница Гюльви рассказывала, что однажды повстречались иней и теплый воздух. От этого столкновения иней начал таять и падать каплями вниз, образуя первочеловека Имира — прародителя всех инистых великанов. Когда иней полностью растаял, то из образовавшейся лужи родилась корова Аудумла. Своим молоком она накормила Имира, а затем принялась лизать соленые камни и вылизала из них человека, чье имя переводится на русский как «Родитель». Он стал отцом Бора, который, взяв в жены дочь великана Бьельторна, в браке породил трех сыновей — Одина, Вилли и Ве, чьи имена, как считали, образованы от слов «бешеный», «воля» и «жрец». Однако имя старшего брата вполне внятно на праславянском, ванском, языке и может означать:— «изгой», «оставшийся без рода и племени», «сам себе господин».

 Один - бог или черный маг

Существенно, что дед Одина по материнской линии, Бьельторн, знал священные руны. Вполне возможно, что через него этим знанием обладали и все остальные инистые великаны, судьба которых сложилась трагично. Сыновья Бора убили первочеловека Имира, из ран у того пролилось столько влаги, что она затопила весь мир и погубила все живые существа. Чудом спасся лишь Один с братьями. Они расчленили тело Имира и из его останков создали землю и моря.

На этом история Одина, инистого великана, одного из последних в своем роду, заканчивается. Создатель мира стал божеством. Впоследствии воины духа, отважившиеся выступить в одиночку против всех, принимали его имя и считались его воплощением на земле.

Вторым стал Один из рода ванов, который, как и все они, обучался магии, но направил свои интересы в сторону черного колдовства, за что был с позором изгнан, но принят в соседнем племени асов. Затаивший обиду на соплеменников, он начал войну против ванов, но потерпел сокрушительное поражение. Был заключен мир, стороны обменялись заложниками. Так к асам попали ван Ньорд и его дети — Фрейр и Фрейя, ставшие в более поздние времена богами у скандинавов и германцев.

У ванов существовал суровый обычай: воина, желавшего познать тайны бытия и свою внутреннюю сущность, жрецы протыкали копьем и пригвождали к стволу священного дерева. Испытание это было добровольным, и к нему прибегали только тогда, когда воин желал пройти через испытание смертью. Чаще всего испытуемые погибали от потери крови. Избранные выживали и возвращались в мир с измененным знанием.

Для того, чтобы познать искусство рун, известное его небесному покровителю, ас Один решил пройти через таинство смерти:

Ведомо мне, что висел я На ветреном древе Девять целых ночей,

Пронзенный копьем,

Отданный Одину,

Себе самому ~

— Они не давали мне ни еды Ни рога (питья);

Я вглядывался вниз,

Я ловил руны,

И сколь учил их, столь плакал,

И упал я оттуда вниз.

Один Второй отдал свой глаз за то, что великан Мимир позволил ему испить из кипящего медом источника мудрости и поэзии.

В дальнейшем этот асе всюду возил с собой голову убитого Мимира и советовался с ней по всем важным событиям.

-3 Один - бог или черный маг

Третий Один совершил переход из Задонья через всю Европу на север, в скандинавские страны, где был признан верховным богом и могущественным колдуном. Исландский хронист Снорри Стурлусон в «Саге об Инглингах» пишет о нем: «Один был великий воин, и много странствовал, и завладел многими державами… Он отправился сначала на запад в Гардарики (Русь), а затем на юг в Страну Саксов… Затем он отправился на север, к морю, и поселился на одном острове. Это там, где теперь Остров Одина на Фьоне (современный город Оденсе на острове Фюн, в Дании)».

Один впадал в сонное состояние, и тогда тело его лежало без дыхания, а душа вселялась в какое-нибудь животное, рыбу или птицу и совершала дальние странствия.

Но мог он путешествовать и в своем истинном облике, для чего использовал восьминогого коня или корабль по имени Скидбладнир, который можно было свернуть, как платок. Не доверяя людям, этот маг странствовал в сопровождении своих единственных друзей: двух мрачных говорящих воронов и двух беспощадных волков.

Почитание этого пришельца зиждилось на страхе перед его необычайными возможностями. Стурлусон рассказывает: «Он владел и тем искусством, которое всего могущественнее. Оно называется колдовство.

С его помощью он мог узнавать судьбы людей и еще не случившееся, а также причинять людям болезнь, несчастье или смерть… отнимать у людей ум или силу и передавать их другим. Мужам считалось зазорным заниматься этим колдовством…»

Черный маг заболел и умер в Швеции, где и жил. Умирая, сказал, что отправляется в Асгард небесный, где будет дожидаться своих боевых друзей.

Однако он часто возвращался в Швецию, и его легко узнавали в высоком, седобородом и одноглазом старце. Один носил синий плащ и широкополую дорожную шляпу. Конунгам, принявшим христианство, маг предлагал испробовать конины и тем самым вернуться в древнюю веру, но никто не соглашался. Со вздохом сожаления Один возвращался к себе в Валхаллу, где сходятся в вечной битве бессмертные воины.

-2 Один - бог или черный маг

«Там при свете блестящих мечей он в компании воинов-эйнхериев пьёт неиссякающие медовое молоко козы Хейдрун и мясо вепря Сэхримнира. В «Младшей Эдде» жилище Одина именуют «защитой от огня» Гимле или Вингольв — «обителью блаженства», где пребывают «все люди достойные и праведные». В «Речах Гримнира», входящей в «Старшую Эдцу», Валгалла соотносится с «жилищем радости», пятым помещением Асгарда:

Гладсхейм — двор пятый,

Отрадный, где Валгалла, златозарная воздвиглась; там Хрофт избирает ратных мужей, в битве убитых.

Кто к Одину отходит, эти хоромы распознает сразу~

«Простые люди туда не попадали — их души отправляли в Хель. И вряд ли им стоило об этом жалеть: кому по нраву вечная битва?»

Ещё понравится

Поделитесь впечатлениями

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *