Оборотни существуют

Боги могли произвольно менять свой облик, превращаясь в то или иное животное. Так поступал Зевс, отправляясь на встречу с очередной возлюбленной. Духи так же обладали способностью к оборотничеству. Например, эстонские лесные духи — метсаваймы, оборачивались то мальчиком, пасущим зайцев, то получеловеком, имеющим сзади вид гнилого столба, то медведем, волком или змеей. Дети, родившиеся от брака с духами-оборотнями, также сохраняли волшебные свойства. Сын собаки, ирландский герой Кухулин, перед боем с врагами неожиданно и страшно трансформируется: «Тут в первый раз исказился Кухулин, став многоликим, ужасным, неузнаваемым, диким. Вздрогнули бедра его, каждый сустав, каждый член. Под оболочкою кожи чудовищно выгнулось тело, так что ступни, колени и голени повернулись назад, а пятки, икры и ляжки очутились спереди…» Еще много странных изменений Кухулина описаны в древнем кельтском сказании «Похищение быка из Куальнге».

На этом фоне превращение человека в волка выглядит почти буднично, как это происходит с армянским мардагайлом. Стоило ему, а чаще ей, отведать волчьей пищи, как тут же на спине появлялась серая жесткая шерсть. Человек опускался на четвереньки и убегал в лес. Отныне в течение семи лет мардагайл сможет лишь днем снимать волчью шкуру, ночью же ему суждено вместе со стаей терзать трупы, похищать детей и раздирать их на части. Точно так же и немецкие вервольфы: днем — люди, ночью — волки. Литовские вилтаки — «бегущие волком» — все же отличались от настоящих волков: у них оставались человеческие зубы, они продолжали мыслить как люди, но утрачивали дар речи. Чаще всего эти несчастные создания были прокляты деревенским колдуном — только после смерти к ним возвращался их бывший облик Появлялись и бывшие на них вещи: шейный платок, ожерелье из янтаря, четки, обручальное кольцо.

-3 Оборотни

Славянские волкулаки знали, что для превращения нужно пойти ровно в полночь на лесную поляну, посреди которой стоит пень, воткнуть в него нож и, произнеся заклинание, трижды перепрыгнуть через пень. Для того, чтобы вернуть человеческий облик, надо было вернуться на поляну, стать на ту точку, где произошло изменение внешности, сказать магические слова, но в обратном порядке, трижды перепрыгнуть… И обязательно вынуть нож из дерева. Стоило ошибиться в какой-нибудь мелочи, и человек навсегда оставался волком. Отныне отличить его можно было только по глазам, умным, полным невыразимой тоски.

Когда появился на свет русский князь- оборотень Волх, земля содрогнулась: «Уходили все рыбы во синее море, улетали все птицы за облака, ускакали все звери». Уже к десяти годам он постиг все секреты оборотничества: мог превращаться в сокола, волка или тура. Собрав дружину, Волх или, по-иному, Вольга Святославич, отправился в поход, по пути изумляя своих дружинников: пищу добывал, охотясь волком, дичь бил, превратившись в сокола. Шел без сна и отдыха, чем вымотал воинов, запросивших передышки. Затем, достигнув крепости неприятеля, обернулся горностаем и выведал секретные планы местного властителя. Чтобы проникнуть в крепость, превратил своих дружинников в муравьев, а когда те оказались внутри, снял заклятие.

Звучит это, как сказка, но летописям известен и другой князь-оборотень. Его имя и поныне носит река Волхов, которая вливается в озеро Ильмень у самого Новгорода.

В «Слове о полку Игореве» описаны подвиги третьего князя-оборотня — Всеслава Половецкого: «Скакнул от них лютым зверем в полночь из Белгорода, объятый синей мглой, добыл он счастья в три удара, отворил ворота Новогорода, скакнул волком до Немиги… Сам людям суд правил, князьям города рядил, а по ночам волком рыскал: из Киева доскакивал до петухов до Тмутороканя, великому Хорсу путь перерыскивал. Хоть и вещая душа у него была в храбром теле, но часто он от бед страдал».

 Оборотни

У многих народов сохранились воспоминания о предводителях волчьих стай.

На Руси это был Егорий. Осетины знали его под именем Тутыра. К нему обращались с мольбами, чтобы отнял у своего серого воинства храбрость, отвел от стад, чтобы заткнул камнями их вечно ненасытные глотки. В благодарность за помощь Тутыру осенью приносили в жертву барана или козла. По поверьям, нарушивших этот обычай ожидала суровая кара. Разгневанный волчий предводитель мог наслать волков на стада провинившихся, а иногда и на самих хозяев, проявивших к нему непочтение. Сваны в Грузии называли волчьего пастыря Мамбери, армяне — Саркисом, якуты — Норулуйа, сербы и хорваты — Сава. Последний мог превращать охотничьих собак в волков, а людей — в животных.

У женщин в большем почете была собака. Шумерская богиня Гула, как и многие покровительницы целительства, обожала собак и часто сама оборачивалась ею. Греческая богиня Геката имела двойственную природу: дневную, светлую, и ночную, мрачную. Днем покровительствовала охоте, пастушеству, разведению коров, охраняла детей и молодежь от всяческих напастей. Ночью же менялась почти до неузнаваемости: с пылающими факелами в руках, со змеями в волосах становилась злой колдуньей. Во мраке она отправлялась на охоту вместе с призраками среди могил.

Но и дневную «уранию» и ночную «хтоническую» Гекату сопровождали ее верные охотничьи псы: приветливые при солнце, смертельно опасные в лунном свете.

-2 Оборотни

Геката была покровительницей магии. Ее подопечные, колдуньи, предпочитали домашних животных диким и часто в них оборачивались. Древние обитатели Мезоамерики, ольмеки часто изображали людей ягуаров с обычными людьми. Вряд ли эти скульптуры — плод их необузданной фантазии. Возможно, некогда не только всемогущие боги, но и люди обладали Способностью менять тела. Для этого даже не столь важны заклинания и магические действия, сколько чувство единства жизни на Земле. Только в средние века в Европе оборотней стали воспринимать как монстров, чудовищ, противных духу и природе человека. Германские вервольфы — люди-волки становились четвероногими зверьми с единственной целью — убивать. Вполне естественно, что им платили взаимностью. Страх и ненависть распространились и на оборотней.

Ещё понравится

Поделитесь впечатлениями

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *