Легендарные волки и псы

В то время, как из эпоса народов мира исчезают Змеи, на смену им приходят Мировые Волки и Псы. Считается, что в это время, в V тыс. до н. э., древние люди, наконец, смогли приручить волков, и именно тогда появились первые собаки, помощники и друзья охотников. Но не все так просто: легендарные волки и псы обладали сверхъестественными способностями, могли превращаться в других животных, даже в людей. Вести свой род от собак считалось почетным. Это был удел богов, царей и героев. «Собачьими детьми» были германоскандинавский герой Атли, ирландский — Кухулин, монгол Бодончар — предок Чингизхана, дети индийской богини Хлинеу, восточно-германские псоглавцы-кэпкэуны.

Обязательным атрибутом верховных божеств были псы, слуги и посланники. Собаку индийского бога Индры звали Сарама Быстрая. От нее родились адские псы Шарбары, стерегущие царство бога смерти Ямы.

Волков скандинавского громовержца Одина звали Гери и Фреки — Жадный и Прожорливый. Такие же волки-псы были у грузинского Гмерти, которых он посылает с небесных высот на помощь или в наказание людям. Славяне не запомнили псов Перуна, но это не значит, что в древнеславянском пантеоне не было небесных собак. Одной из них считается Хоре, чье скульптурное изображение стояло в Киеве еще во времена правления великого князя Владимира: «И начал княжить Владимир в Киеве один. И поставил кумиры на холме вне двора теремного: Перуна деревянного с серебряной главой и золотым усом, и Хорса…»

-волки-и-псы Легендарные волки и псы

В Белоруссии праздновали Ставрусских дедов-предков. Ставрусские — это сокращение от имен двух собак Ставра и Гавра, которые некогда принадлежали древнему князю Бою. Князь велел почитать их, как своих приближенных, а после их смерти ввел особые дни почитания, когда к месту, где были зарыты собаки, приносили ритуальную еду и питье. Пиршества на собачьих могилах продолжались всю ночь.

Почитание умерших собак имеет глубокие корни. Так, в Древнем Иране почитали хмогущественных духов-фравашей — образы не только умерших людей, но и животных. Многие народы были убеждены, что именно собаки стерегут вход в потусторонний мир.

В Древнем Египте на страже покоя усопших лежали шакал Анубис и волк Упуат, как и этрусский волк Калу. Древние мерийцы были убеждены, что их судей загробного мира надежно охраняют свирепые псы. Умершим ацтекам невозможно было самостоятельно добраться до обители вечного блаженства: на спине маленькой красной собачки. Когда ушедший от суеты этого мира древний абхазец пытался по волосяному мосту перейти в Нарцвы, то ему всячески мешала кошка: смазывала мост маслом, чтобы человек поскользнулся и упал в бездонную пропасть. Спасало положение вмешательство собаки, которая слизывала масло и тем самым облегчала путь к месту вечного успокоения.

Ужасен был вид греческого стража Аида трехголового Цербера: он весь был пропитан смертельным ядом — из туловища росли, извиваясь, змеи; хвост оканчивался ядовитым острым шипом, а изо всех трех пастей капала отравленная пена. В том месте, куда упала пена, вырос цветок аконит, который использовала в колдовском вареве волшебница Медея.

-волки-и-псы-2 Легендарные волки и псы

Но, пожалуй, всех своих собратьев превзошел скандинавский Мировой Пес Фенрир, который описывается в «Младшей Эдде» следующим образом:

Будет он грызть трупы людей, кровью зальет жилища богов; солнце померкнет в летнюю пору, бури взъярятся и довольно ль вам этого?

Мастеровитые гномы, черные альвы, сковали из странных ингредиентов (шума кошачьих шагов, корней гор, птичьей слюны, рыбьего дыхания) крепчайшую цепь, с помощью которой удалось усмирить Фенрира. Но не вечны и эти путы: когда они лопнут, и Фенрир вырвется на волю, наступит конец света — Рагнарек Волк проглотит светило, и наступит вечная тьма.

Впрочем, собаки, как и люди, делятся на злых и добрых. Китайская небесная собака Тяньгоу сама была богом. Ее появление означало наступление мира и спокойствия. Рыжая, как лисица, с белой головой она отвращала своим лаем беды и несчастья. Армянские духи, аралезы, произошли от собак. Об этом же говорит их поведение: они спускаются с небес, чтобы зализать раны убитых в сражении и воскресить их. Так, например, был спасен армянский бог Ара Гехецик — Ара Прекрасный.

В ветвях Мирового Древа обитает индоиранский крылатый пес сэнмурв, который властвует не только в воздухе, но и на земле и в воде. Умел летать и был благожелательно настроен к людям и славянский Серый Волк — отнюдь не одомашненный зверь и не тотемическое животное: бежит, будто горы перепрыгивает, да и умнее человека — многое предвидит наперед, ведает, что Ворон — хранитель живой и мертвой воды.

В конце сказки Волк говорит спасенному им Ивану-царевичу: «Прощай навеки».

-волки-и-псы-3 Легендарные волки и псы

Возможно, герой русской сказки встретился в лесу не с волком, а с богом-оборотнем, каким, например, был греческий покровитель искусств? Аполлон, как известно, родом был из страны гипербореев и в молодые годы занимался тем, что пас скот. Иногда и сам оборачивался волком. Аполлон Ликейский, что значит Волчий, превратившись в серого лесного бродягу, указал грекам, в каком месте им нужно строить город. Были у него и другие определения — Алексикакос, Отвратитель Зла и Пеан, Разрушитель болезней… Впрочем, этой теме посвящена следующая глава. Нет в этих определениях и намека на кровожадность и лютую ненависть к человеку. Скорее всего мы сами, своим отношением к волку, превратили мудрого и могущественного друга в непримиримого врага.

Ещё понравится

Поделитесь впечатлениями

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *