Легендарные кони

Древние люди обратили внимание на диких коней и сумели приручить некоторых из них. Некогда легендарные кони были свободны, не принадлежали никому: ни богам, ни демонам, ни людям — о чем сохранились предания, вначале устные, тысячелетиями передаваемые из уст в уста, позже записанные в эпосах всех народов мира.

В авестийской книге «Тир-Яшт» описана битва двух стихийных начал: белого коня жизни Тиштрйи и черного коня засухи Апаоши. Последний, как и положено смертоносному началу, был скелетообразен, лыс и страшен.

Название скандинавского Мирового Древа Иггдрасиля буквально переводится как «Конь Игга», иначе — «Конь Одина» (Игг — одно из имен верховного Бога). Повелитель асов, пригвожденный к стволу собственным копьем, согласно шаманской практике, воспарил духом в иные миры: взлетел на вечном ясене, будто на коне.

-кони Легендарные кони

Таркшья — в древнеиндийской мифологии «божественный конь». В Ригведе он описан как молниеносно быстрый, могучий и победоносный. Его призывали как помощь верховного бога Индры — прилетит Таркшья и дарует долгожданную победу над врагами.

Древние греки запомнили имена трех легендарных коней: Арейона, Балия и Ксанфа. Первый был рожден от Посейдона, превратившегося в коня, и Деметры, обернувшейся кобылицей. Их сын умел говорить на языке людей и поначалу жил с отцом, затем помогал Гераклу и Адрасту, единственному из вождей, который спасся благодаря быстроте коня Арейона в битве у Фив. Этого божественного коня особо почитали в Аркадии, а в городе Тельпуса чеканились монеты с его изображением. Бессмертные кони Балий и Ксанф родились от брака гарпии Подарги с богом ветра Зефиром, который, согласно преданию, был также создателем всего конского племени. Они помогали герою Ахиллу во время осады Трои. Когда же город пал, Посейдон забрал братьев-коней в свои владения.

Восемь легендарных коней служили китайским правителям, не являясь, однако, их «вещами» — домашними животными. Последний, кому они подарили свою благосклонность, был чжоуский царь Муван, правивший в X в. до н.э. Этих скакунов звали: Рыжий, Быстроногий вороной, Белый верный, Переступающий через колесо судеб, Сын гор, Огромный желтый, Пестрый рыжий (у него были черная грива и хвост) и Зеленое Ухо. В книге «Жизнеописание сына неба Му» повествуется, что легендарные кони могли летать над землей, не касаясь ее копытами, с легкостью обгоняли птиц и за одну ночь покрывали огромные расстояния. У одного из них на спине выросли крылья, но братья не уступали ему в скорости.

-кони-3 Легендарные кони

В армянском эпосе «Сасна црер» («Давид Сасунский») описан чудесный конь и советник героев. Звали его Куркик Джалали. Герой Санасар раздобыл его, спустившись на морское дно, туда, где обитали многие легендарные кони. Как и чудесные кони в русских сказках, например, в сказке о Коньке-Горбунке, Куркик Джалали был огнедышащим: он не только копытами разил врагов, но испепелял их огнем из ноздрей.

Надо сказать, что греческий бог морей Посейдон не всегда был владыкой водной стихии. До раздела миров между братьями — Зевсом, Аидом и Посейдоном, последний покровительствовал воинам-всадникам. Уйдя в зеленые глубины, он увел за собой и коней. Потому-то в Фессалии поклонялись Посейдону Гиппию — «конному».

Озерным конем был шотландский дух келпи. Он появлялся скакуном, пасущимся у воды, подставлял путнику спину, предлагая прокатиться, и увозил человека на дно озера. Память людей сохранила не только боевых скакунов, но и «тяжеловозов» божественного происхождения. Так, город скандинавских богов-асов в задонских степях в рекордно короткие сроки построил великан и его верный конь Свадльфари и помешал окончанию строительства Асгарда.

Возможно, одним из первых богов, кому удалось оседлать божественного коня, был полузабытый хеттский бог Пирва. В обрядовых стихотворениях его называли «молодым воином», изображали на коне, с ловчей птицей. Он наблюдал за миром с высокого холма. Его имя Пирва означает «Первый».

Древнейшее население Индии, дравиды, также знали бога-всадника. Звали его просто Аийнар — «Господин». Этот рогатый бог плодородия, охранитель людей от демонов, иногда разъезжал на слоне. Но все же кони из терракоты — обязательный атрибут храмов, посвященных Аийнару.

Даже символ поэзии, крылатый конь Пегас некогда имел хозяина, древнего грека — Беллерофонта. Впрочем, это прозвище, переводимое как «Убийца Балора», данное в честь победы над одним коринфянином. Настоящее имя владельца Пегаса было «конным» — Гиппоной. Беллерофонт на Пегасе сражался с трехглавой химерой, поселившейся в горах Ликии. Впоследствии этот подвиг повторили многочисленные рыцари.

-кони-2 Легендарные кони

Дальнейшую судьбу Беллерофонта описал Гомер в «Иллиаде»:

Сделавшись всем напоследок бессмертным богам ненавистен, Беллерофонт по долине Алейской блуждал одиноко,

Душу глодая себе и тропинок людских избегая.

Беллерофонт, одержав с помощью Пегаса ряд убедительных побед и возгордившись, решил штурмовать Олимп, обитель богов. Зевс пустил овода, который укусил коня. Взбесившийся Пегас сбросил всадника, который, упав с большой высоты, не погиб, но охромел, ослеп и лишился разума. Жалким нищим калекой бродил он до конца жизни по Алейской долине — «долине странствий». А Пегас, родившийся из капель крови горгоны Медузы, убитой Персеем, вознесся на Олимп и служил Зевсу, поставляя ему громы и молнии. Однажды этот крылатый конь, слетев на землю, ударил копытом и выбил Гиппокрену, «лошадиный источник», вода которого дарует вдохновение поэтам.

Изначально эти гордые непарнокопытные были совершенно свободны и не признавали над собой даже божественной власти. Они носились от горизонта до горизонта, а когда им надоедало бороздить бесконечные степи, то можно было рвануть и в небеса. Да и сами боги не прочь были обернуться скакунами и даже испытать в этом сильном теле любовные приключения. Лишь затем они, обленившись, оседлали гордых животных.

Ещё понравится

Поделитесь впечатлениями

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *