Легенда о Китеже

Каждый народ знает святой град, в котором заключена огромная духовная мощь и вера в будущее: у англичан это Камелот, у скандинавов и германцев — Асгард, у многих народов Азии — Шамбала, у китайцев — Пэнлай, у русских — невидимый град Китеж. Мало кто может похвалиться тем, что побывал в святой обители справедливости и вечной молодости — завеса тайны приоткрывается лишь перед избранниками судьбы, перед праведниками. Даже просто увидеть такие места — редкая удача. Доехать до озера Светлояр, под водами которого скрылся град Китеж, может любой. Здесь побывали многие русские писатели, художники, музыканты, собиратели фольклора и простые люди разных вер — святое место всех принимало, примиряло и словно омывало своими водами. В чем же состоит эта старообрядческая легенда, которая была записана и опубликована лишь в 30-40-х гг. прошлого века исследователем Милединым.

Полчища хана Батыя, разорив в начале XIII в. многие русские селения, подступили к Малому Китежу (современному городу Городец на Волге). На защиту юрода стал его основатель, великий князь Георгий Всеволодович со своим войском. В бою погибло много «храброго воинства русского», и, потерпев поражение, князь скрылся в граде Великом Китеже, что незадолго до этого был построен им у Светлоярского озера. Заняв Малый Китеж, Батый стал разыскивать Георгия Всеволодовича в захваченном городе и, не найдя его, подверг пытке многих местных жителей. Один из пытанных, (народная память сохранила его имя — Григорий Кутерма) не выдержал боли и сообщил хану, что князь скрылся в Великом Китеже. Батый, наградив изменника за донос, приказал вести рать к Свет- лояру…

В 1237 г. состоялось второе сражение русских воинов с ордынцами, и вновь сила победила храбрость: израненный князь с несколькими дружинниками скрылись за стенами города. Монголы не спешили их преследовать: они были убеждены, что Великий Китеж, лишенный защиты, уже является их добычей. Но… случилось чудо! Вот как об этом рассказывает народное предание: «Победив дружину князя, враги устремились к Большому Китежу. И тут перед их глазами случилось чудо: город провалился под землю, постепенно исчез с глаз, а глубокий провал заполнился водой. Церкви и монастыри скрылись под холмами, будто накрылись колпаками. А на озере Светлояр и по сей день тихими летними вечерами виднеются отраженные в воде стены домов, церкви, терема княжеские, хоромы боярские, дворы посадских людей. И слышится по ночам глухой заунывный звон колоколов китежских».

Поэтому всегда к озеру шли паломники: одни надеялись излечиться от хворей, совершив омовение в озерной водице, иные трижды на коленях обползали вокруг Светлояра, а были и такие, кто встречал китежских старцев и уходил с ними в раскрывшиеся холмы.

 Легенда о Китеже

После опубликования статьи Миледина в журнале «Москвитянин» старинное предание стало достоянием интеллигенции. Одним из первых побывал здесь писатель П.И. Мельников (Андрей Печерский), когда собирал материалы для своей дилогии.

В романе «В лесах» он пишет: «На обширной, плоской, безлесой равнине возвышается раздвоенный холм, поросший столетними дубами. Двумя мысами вдается он в обширное глубокое озеро. Воды озера никогда не мутятся; что ни бросишь в них — не принимают, на другой же день брошенное волной на берег выкинет. И то озеро по имени старорусского бога Светлым Яром зовется… Сказывают, что на холмах у светлого Яра город стоял, Китежем прозывался…»

В конце прошлого — начале нынешнего веков здесь часто бывал писатель В. Короленко, о чем и рассказал в новелле «Светлояр»: «Познакомившись с чудесным озерком, я после этого не раз приходил к нему с палкой в руках и котомкой за плечами, чтобы, смешавшись с толпой, смотреть, слушать и ловить живую струю народной поэзии среди пестрого мелькания и шума…»

Заволжскую «страну раскольников и сектантов» в начале XX века посетил М. Пришвин. Вспоминая о своем решении побывать на Светлояре, он в начале очерков «У стен града невидимого» писал: «Пусть все там изучено, пусто мне известно, но я-то почти ничего не знаю… Я оторву кусочек большого таинственного мира и расскажу другим людям по-своему».

О Китеже писали М. Горький, АН. Толстой. К Федин и поэты М. Волошин, Н. Клюев, С. Городецкий, Б. Корнилов.

Короленко был первым, кто постарался зарисовать озеро и его окрестности. Вслед за ним сюда устремились многие известные художники: А.М. Васнецов и Н.К. Рерих,КА. Коровин и М.П. Клодт, М.В. Нестеров и Ф.С. Богородский, Н.М. Ромадин и И.С. Глазунов.

В 1904 г. композитор Римский-Корсаков написал оперу «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

В советское время сюда неоднократно направлялись научные экспедиции. Одной из первых была фольклорная экспедиция 1930 г., которая вела антирелигиозную разъяснительную работу «во время празднества, совершаемого ежегодно на берегах «святого озера». В послевоенные годы на Светлояр год за годом прибывали аквалангисты, археологи, которые намеревались отыскать руины древнерусского города XIII в. В отчетах они писали: «Светлояр и его ближайшие окрестности как уникальный памятник природы, русской истории должен быть объявлен государственным заповедником. Вместе с тем необходимо противопоставить научные исследования легенды о Китиже той религиозной пропаганде, связанной с ним, которая, к сожалению, и поныне еще оказывает воздействие на некоторых верующих».

-2 Легенда о Китеже

И, кроме того: «Учитывая особенности Светлояра в узле глубинных разломов, представляется целесообразным провести поиски месторождений нефти или газа…»

К счастью, эти экспедиции окончились полной неудачей: невидимый град остался недоступным для ищущих в духовном кладезе нефть и газ.

Светлояр не стал заброшенным заповедником, на содержание которого, как водится, не хватило средств, а остался одним из самых святых мест русской земли.

Об этом пишет современный писатель Ю. Андрианов: «Озеро непостижимо-прозрачное, словно упал когда-то в чащобу огромный серебряный колокол, и наполнился его шелом этой родниковой тишиной… Когда я читаю «Слово о погибели русской земли» — «светло-светлой, украсно украшенной земли», где были эти «озера многочисленные, реки и колодцы, местно почитаемые, горы крутые, холмы высокие, дубравы чистые, поляны дивные», — то невольно думаю о светлоярской сини, древней легенде про Китеж-град… Это глухое, давнее сказание веками держало в каком-то оцепенении весь заволжский край… И гасли с годами лица людей былых поколений, словно иконы древнего письма, а неведомая сила погибшего града тянула к озеру, к тихому родничку в ближайшем лесочке, где, говорят, споткнулся конь проклятого Батыя».

Китеж стал не только символом непоколебимой веры, но и источником вдохновения для русского искусства на все времена.

И каждый творец видел в Светлояре свое. Короленко в серии очерков «В пустынных местах» признавался: «От Светлояра повеяло на меня своеобразным обаянием. В нем была какая-то странная, манящая, почт загадочная простота. Я вспоминал, где я мог видеть нечто подобное раньше? И вспомнил. Такие светленькие озерки, и такие круглые холмики, и такие березки попадаются на старинных иконах нехитрого письма».

Николай Рерих на картине «Город осужденный» изобразил Китеж, стоящим на холмах, вокруг которого кольцом обвился страшный змей. Позже художник рассказал, что это полото особенно привлекло Горького:

«Он очень хотел иметь мою картину. Из бывших тогда у меня он выбрал не реалистический пейзаж, но именно такую, которая ответила бы прежде всего поэту…» Что ж, Светлояр существует и сейчас — у села Владимирское Нижегородской области.

Ещё понравится

Поделитесь впечатлениями

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *