Кони богов

Раньше, чем это сделали люди, коней приручили боги, духи и герои-великаны. Правда, это были не обычные животные, а волшебные. С тех пор боги солнечного света отправлялись в ежедневное странствие по небесам в колеснице, запряженной золотыми лошадьми. Боги-воины, отвергая повозки и кареты, скакали верхом. Черные огнедышащие кони стали символом преисподней.

У бога Солнца были разные имена. Древние греки называли его Гелиосом, индийцы — Савитаром, китайцы — Дун-цзюнем. Скандинавы называли сияющую деву в небесах Соль. Такое же имя носил и римский боГ Солнца. Мордовский бог грома разъезжал в огненной колеснице, которую получил в дар от своего отца Чипаза, бога солнечного света. Литовский громовержец Перкунас правил каретой, запряженной тройкой волшебных скакунов белой, черной и даже красной масти. Золотой конь был у ханты-мансийского героя Мир Суснэ Хума. Иногда золотой каретой управлял простой смертный. Грек Пелоп получил такую колесницу от Посейдона.

-богов Кони богов

Началась эта история с трагедии. Тантал убил его сына Пелопа, приготовил из его тела угощение для богов, которых пригласил в гости. Олимпийцы возмутились подобным варварством: Тантала немедленно отправили в аид, где он вечно терпел муки неутолимых голода и жажды, а сына его воскресили, окунув его в чан с кипящей водой. Юноша вышел оттуда, наделенный необычайной красотой. Только его левое плечо в задумчивости съела Деметра, опечаленная тем, что ее дочь Персефона стала царицей подземного царства. Недостающее плечо сделали из слоновой кости. Чуть позже Посейдон подарил Пелопу золотую колесницу, запряженную крылатыми конями, чтобы он мог спастись от преследовавших его врагов. При переправе через море кони мчались так легко, что оси колесницы не касались волн. Пелоп, прибыв в Грецию, посватался к дочери царя Эномая, правившего в Элиде. Эномай испугался молодого и сильного претендента на трон и устроил конные состязания: если Пелоп хочет получить Гипподамию в жены, он должен победить его, ее отца. Эномай был искусным наездником и, как правило, выигрывал соревнования — еще во II в. н.э. в Олимпии показывали 12 могил незадачливых женихов.

Пелоп, испугавшись, что и его ожидает подобная участь, совершил подлость: подкупил возничего Эномая, Миртила, пообещав ему в награду половину своего будущего царства. Возничий заменил в колеснице своего хозяина металлическую чеку на восковую, вследствие чего колесница перевернулась, и старый царь погиб. Но Миртил не только не получил обещанной награды, но был коварно убит молодым красавцем: тот столкнул его в морскую пучину. Падая, возничий проклял Пелопа и весь его род… Позже Пелоп, прощенный богами, стал могущественным правителем, распространив свою власть на всю южную Грецию, которая вместо прежнего названия «Алия» получила новое имя — Пелопоннес. В честь Пелопа конские скачки были включены в Олимпийские игры. На территории Альтиса в Олимпии находились алтари Пелопа и его жены Гипподамии, в которых ежегодно совершались обряды и жертвоприношения.

В отличие от золотых коней, белый был символом победы в упорном бою. На белых конях скакали боги-воины и герои. Их, защитников людей, было множество на небесах и земле. Святой Георгий и мусульманский Джирдис, аварский бог справедливости и счастья Кяла Чири, чеченский Прометей Пхармат, армянский бог и герой Саркис. Всадник на белом коне Буха Нойон Бабай почитался одновременно ламаистами, шаманистами и православными, правда, последние называли его святым Пафнутием.

-богов-2 Кони богов

Прекрасны были белые кони славянского бога Свентовита, чей храм находился в святом граде Аркона, ныне немецком острове Рюген в Балтийском море. Четырехликий бог с высокой горы смотрел одновременно на четыре стороны света и каждую ночь выезжал для борьбы с врагами. Поутру коня находили покрытым грязью — верили, что он проделал большой путь и совершил немало подвигов вместе со своим хозяином. При гаданиях жрецы подводили коня Свентовита к трем рядам копий, и если он спотыкался на левую ногу, то это считалось дурным предзнаменованием. Если ступал с правой ноги, значит, все будет хорошо и в мирной жизни, и в боевых походах.

Иное дело черные кони, которых иногда называли Девами ночи. Чудовищен был восьминогий конь Одина — Слейпнир, что значит — «скользящий». Родился он от тяжеловоза Свадильфари, помогавшего строить Асгард, и коварного бога Локи, превратившегося в кобылу. На Слейпнире повелитель асов состязался в скачке с великаном Хрунгниром. На восьминогом гиганте сын Одина, Хермод, отправился в царство мертвых, чтобы вызволить оттуда своего брата Бальдра. На вороном коне осетинский черный ангел Сау Бараджи Дзуар, покровитель разбойников, выезжал по ночам из своей пещеры: мчался впереди воров и грабителей, помогая им. Над западноевропейскими странами во время дикой охоты проносились демоны на черных конях…

-богов-3 Кони богов

Но, пожалуй, самым страшным изо всего черного табуна был индийский Аурва. Некогда он был прекрасен, сиял ярче тысячи солнц, но, преисполнившись гнева к своим врагам, стал опасен для всей Земли — пламя гнева, продолжавшее сжигать Аурву изнутри, угрожало испепелить мир. Тогда он, по совету предков, сосредоточившись взглядом, выпустил свое внутреннее пламя в океан, в районе Южного полюса. Огонь, остывая, превратился в конскую голову огромной величины. Эта Вадавамукха — Кобылья пасть, постоянно извергающая огонь и пожирающая воды, стала входом в подземное царство. Скифская царица Кайкея, дочь царя Ашвапати, Укротителя коней, заперла этот вход воротами, названными в ее честь Воротами Кайкеи. Но когда-нибудь пламя, вырывающееся из Кобыльей пасти, должно прожечь преграду, и тогда испарятся моря, и человечество погибнет от жары и жажды.

Может, зная об этом, люди в древние времена совершали ашвамедху: приносили в жертву коня, а череп его закапывали под своими порогами, чтобы никакое несчастье не могло проникнуть в дом. Позже конские черепа стали укреплять и над дверью, а славяне заменили их деревянными коньками кровли.

Ещё понравится

Поделитесь впечатлениями

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *