Карго-культы выводы и мнения

Неискушенные в технике народы принимали за живые фантастические существа и технические средства, которые двигались, «рычали». Так, англичанин Ф. Харлей, осуществивший в 20-х годах прошлого века одну из первых вылазок европейцев в неисследованные глубинные районы Новой Гвинеи, с изумлением наблюдал, как папуасы оказывают божественные почести не только ему, но и его гидросамолету. Каждый вечер они подплывали к нему на пирогах и преподносили дары — ему фрукты и овощи, а его гидросамолету — заколотую свинью, которую торжественно возлагали на капот машины.

Рассмотренные примеры карго-культов (а их можно было бы при желании продолжить) позволяют нам понять поведение людей, стоящих на более низкой ступени развития, при встрече с представителями высокоразвитой науки и технологии. Первая реакция в этом случае — страх или враждебность (убежать, спрятаться, осыпать при-шельца стрелами). Затем следует стремление понять поведение странных пришельцев и суть их «волшебных» вещей. Естественно, что это бывает невозможно, особенно в том случае, когда разница в уровне развития двух культур слишком велика. И наконец, желание заполучить «магические» вещи пришельцев, чтобы повторять те действия, какие делают могущественные чужаки, стать такими же сильными, умелыми чародеями.

Эти действия повторяются представителями слаборазвитой культуры без понимания их сути, как ритуал, основываясь на чисто внешних признаках поведения, подсмотренных у пришельцев. Примерно так, как обезьяна, которая колотит лапами по клавишам компьютера, подражая действиям человека. Зная о таком типе поведения людей, проявлявшемся во все периоды истории, можно понять суть некоторых древних обрядов и ритуалов, которые ставят в тупик этнографов и историков или же приводят их к совершенно неправильным выводам.

Ещё понравится

Поделитесь впечатлениями

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *