Духи земли

Гномы и другие земные духи обитали между поверхностью и преисподней. Так, блуждающие индийские духи — виантара, заняли весьма определенное место: между нашей землей, Мадхьялока , и подземными глубинами — Аддхалока . Виантара состояли из семи племен, где только кимпуруша могуг называться собственно гномами Остальные — призраки , духи-охранники , чудовища, бесы , великие змеи и гандхарвы — подземные музыканты.

-земли-3 Духи земли

Земные духи острова Мадагаскар — вазимба были первопоселенцами этой местности. В предании говорится , что , так как хищников здесь не было, они никого и ничего не боялись. Карликовый рост не мешал им наслаждаться жизнью: купаться в прибрежных волнах, загорать на солнце и удить рыбу. Так продолжалось до тех пор, пока сюда не приплыли люди — мальгаши, и не основали государство Имерина. Вазимба вынуждены были уйти подальше, спрятаться: в воде, в прибрежном песке или пещере. Но они не затаили зла на людей: являются им во сне, дают мудрые советы. Предсказывают будущее и предостерегают от нежелательных поступков. Если человек не прислушается к советам вазимба, то они могуг его наказать. Особой строгостью отличается Раноро, который может оговорить человека перед богами-знахарями, и уж тогда-то преступник получит сполна за все свои прегрешения!

Народ айнов обитает на севере Японии. Они называют своих гномов — коропок-гуру, что означает «существа, обитающие внизу». Как и мадагаскарские вазимба , айнские карлики некогда жили на поверхности земли , но были вынуждены уйти , спасаясь от людей. Известно, что корпок-гуруукрашали свои лица искусными татуировками. Эту моду у них переняли женщины айнов.

Пожалуй, лучше всех устроился ирландский подземный старичок — клуракан, который якобы строго следит за сохранностью винных погребов и пивных бочек, а на деле то и дело дегустирует хмельные напитки. Поэтому зачастую он пребывает в благодушном настроении и может указать виноделу или пивовару местонахождение клада.

-земли-11 Духи земли

Среди прочего подземного люда были и царственные гномы. Например, внук Прахлады — бога «радости и счастья», индийский повелитель великанов Бали. По беспечности он совершил глупость, которую не может простить себе и поныне. Некогда он победил бога Индру и получил неограниченную власть над тремя мирами — небом, землей и подземным миром. Победил и успокоился , а тут явился к нему бог Вишну, принявший вид неказистого карлика , начал кланяться Бали, униженно просил дать ему столько жизненного пространства , сколько он сможет отмерить тремя шагами . Ну, великан и властитель трех миров расхохотался и сказал что-то вроде: «Давай, шагай! » . И Вишну шагнул! Вмиг превратившись из карлика в гиганта , первым шагом покрыл все небо , вторым — землю, а третий шаг, сжалившись над поникшим Бали , сделал коротким, оставив побежденному подземный мир — паталу. Куда тот сгинул и уже отнюдь не великаном, а карликом, каким только что был Вишну.

Греческий карлик Кидалий — гном необычайной важности. Еще бы, ведь он воспитывал самого Гефеста, бога кузнецов! Жил он поначалу на Наксосе, потом вместе с Гефестом на острове Лемнос. Работая в кузнице, он состарился, стал слаб на ноги: когда к Гефесту пришел ослепленный врагами Орион, то бог кузнецов дал ему в провожатые старика-гнома, которого богу пришлось нести на своих плечах.

Богом исчезнувшего народа — пруссов, был подземный житель Пушкайтс. Как правило, он пребывал под кустом священной бузины. Пруссы приносили сюда угощения для бога корней и плодородия: хлеб, пиво, другие продукты. А взамен просили прислать им в помощь барздуков — бородатых мужичков-гномов. Очень точно передает их облик русское выражение: «мужичок с ноготок, борода с локоток». Обычно повелитель гномов или, как их еще называли — макрополей, отправлял их к людям, дабы те помогли наполнить амбары зерном и сохранить хлеба.

-земли-22 Духи земли

Особенно чествовали Пушкайтса весной и осенью, когда собирали урожай. В эти дни в амбаре устанавливался стол, накрытый угощениями: хлебом, сыром, маслом и обязательно — пивом. Хозяева отправлялись спать, и не дай бог подглядеть за пиром гномов! Очень они не любили праздного любопытства. Поутру же, если пища была съедена, а пиво выпито, то это означало, что Пушкайтс остался доволен угощением и обеспечит обильный урожай и в следующем году.

Многие исследователи: Бреткунас, Стрыйковский, Преториус и другие, еще в XVI- XVIII вв. отмечали распространение почитания Пушкайтса не только в Пруссии, но и в сопредельных землях: Курляндии, Лифляндии, Жемайтии, Ливонии и России. Люди в этих странах почитали бузину как священное дерево, с которым связаны подземные человечки или — краснолюды.

Имя Пушкайтса возникло очень давно и происходит из древнеиндийского Пушана — «цветет» или от имени авестийского дэва Апаошу — «лишенный процветания», где А — означает отрицание. Такое значение этого имени и в западно-славянских языках — «распушаться», «цвести», «распушенный». У восточных славян оно слышится, например, в украинской народной молитве: «Боже, роди жито пушистое».

Впоследствии культ повелителя гномов Пушкайтса превратился в день поминовения усопших предков — дедов, для которых по ночам так же накрывались столы с угощениями, пол посыпался мукой, чтобы проявились следы гостей. Как правило, следы эти нечеловеческие. Но подсматривать за дедами было небезопасно: кто увидит их, тот в течение года умрет.

Может, и правда, что подземные человечки были предками, хотя бы для некоторых людей?

Ещё понравится

Поделитесь впечатлениями

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *