Духи воздуха

Небеса несравненно больше поверхности земли, нашего мира. Поэтому легионы воздушных духов неисчислимы. Об этом, например, свидетельствует древнее китайское предание о Цзю-Тяне — девяти небесах, расположенных одно над другим. Каждое небо делится на девять полей — цзюе. Это восемьдесят один мир. Вот лишь некоторые из них: центральное небо — «ровное»; восточное — «синее»; северное — «черное с красноватым оттенком»; южное — «огненное» и многие другие. Нижние небеса имеют священные ворота Чанхэ, которые открываются, чтобы выпустить злой западный ветер или принять праведников, отправляющихся с земли на небеса. Возможно, что именно через створки этих ворот со свистом и воем вырывались на волю божества и духи ветров всех времен и народов: дети венгерской матери ветров Селани, ванский бог ветра, морского бриза и плодородия — Ньерд, эвенкийский дух-хозяин Мусун, микронезийский Мбуэ, сахалинский Лаыэ, индонезийский Камбенги, ветхозаветный руах, литовский Бангпутис, нанайский Бочо, бирманский Вайшун… Вслед за ними воздушные духи американских индейцев: колумбийский Хуракан, Такушканшкан — сиу и дакота, Павахтуны исчезнувших майя и инкский Инкарри.

В Древней Индии знали двух богов ветра — Вату и Ваю, отличавшихся друг от друга, как первоначальная стихия и позднейший, человекоподобный, бог. Вата — это воплощенная бурная мощь, ничем и никем не сдерживаемая. У него нет облика, узнают Вату по характерному свисту и завыванию. Он мчится по небесам, все сокрушая на своем пути, грохоча, порождая красноватые, зловещие отблески. Вихри, а то и ураганы следуют за колесницей Ваты. Он перворожденный, дитя мира, друг вод, дыхание богов и подчинен лишь космической гармонии. Никогда не отдыхает, всегда в пути, но Вата несет с собой не только угрозу, но и исцеление от болезней и долголетие.

-воздуха Духи воздуха

Его сменил Ваю. Причем, это произошло так незаметно, что их иногда путали, принимая одного за другого. Между тем, Ваю обладал приятной внешностью, несмотря на то, что у него была тысяча глаз.

Он быстр, как мысль, рожден двумя мирами: земным и небесным. Разъезжает по небесам в золотой колеснице, но не один, а с Индрой. Ваю щедр, благосклонен к людям: награждает жертвователя сыном, дает имущество, славу, предоставляет убежище, рассеивает врагов. Одна из древнейших молитв к Ваю с просьбой защиты от злых духов записана в «Атхарведе»: «К Ваю: с воздушным пространством пусть пропадут те злоумышленники, которые станут угрожать мне с этой стороны».

В Греции титанов сменили боги, а затем последних потеснили полубоги, духи воздуха. Владыка ветров Эол, обитавший на острове Эолия, был отцом шестерых сыновей и шестерых дочерей. Наиболее известные среди них — Нот, Зефир, Борей и Эвр.

Нот — бородатый, крылатый дух прилетал с южным ветром и приносил с собой влажный туман. Зефир — западный ветер, а его имя означает «несущий жизнь». Самый стремительный среди братьев, он несет снег и дождь, делая исключение только для острова феаков, где становится нежным и теплым. Длинноволосый, могучий северный ветер Борей облюбовал для жилья Фракию, где, как считали греки, всегда холодно и мрачно. Известны и его сыновья: Бореады, Каланд и Зет. Они были ближе отца к людям: участвовали, например, в походе аргонавтов, где совершили много подвигов, но оба пали от руки Геракла. Тот установил на их могиле два камня, которые шевелились и звучали, когда дул северный ветер.

-воздуха-2 Духи воздуха

Русские сказки, песни и заговоры наполнены обращениями к ветрам с просьбой о помощи, как к живым существам, готовым выручить в беде. Именно так поступает в «Слове о полку Игореве» княгиня Ярославна: «…Плачет в Путивле на забрале, причитая: «О ветер, ветрило! Зачем, господин, веешь ты наперекор? Зачем мчишь ты ханские стрелы на своих легких крыльях на воинов моего лады? Неужели мало тебе вверху под облаками веять, лелея корабли на синем море? Зачем, господин, мое веселье по ковылю развеял?»

О том, что ветер в древности считали главной силой природы, рассказывается в сказке о том, как встретил мужик на дороге Солнце, Ветер и Мороз. Человек остановился, отвесил общий поклон, а Ветру еще и отдельно. Лишний поклон разгневал Солнце: «Погоди, мужик! — сказало оно, — я тебя сожгу!» Ветер на это: «Повею холодом и умерю твой жар». Мороз тоже возмутился: «Мужик, за непочтение я тебя заморожу!» А Ветер на это: «Повею теплом и не подпущу тебя к человеку!»

В русских заговорах упоминаются семь братьев, буйных ветров. К ним обращаются с просьбой навеять любовную тоску на девушку: «Встану я и пойду в чистое поле на восточную сторону. Навстречу мне семь братьев, семь ветров буйных.

—           Откуда вы, семь братьев, семь ветров буйных и куда путь держите?

—           Идем мы в чистые поля, в широкие раздолья сушить травы скошенные, леса порубленные, земли вспаханные.

—           Погодите вы, семь ветров буйных, соберите тоски тоскучие со всего света белого, понесите их к красной девице в ретивое сердце…»

Голова славянского бога воздуха и повелителя ветров, Немизы, была увенчана лучами и крыльями. На груди у него изображена летящая птица, а сам он, превращаясь в легкое птичье перышко, плыл, покачиваясь в вышине. Когда в самую жару веяла прохлада, люди говорили, что это Немиза взмахнул крылом.

Бог воздушных стихий, Стрибог, дышит ровно и шумно, гуляет по морским просторам. Если прогневается, гудит, крутит, воет, может топить корабли. Его представляли в образе гусляра, перебирающего струны. Все ветры приходятся Стрибогу внуками.

-воздуха-3 Духи воздуха

Исследователь русского фольклора Юрий Миролюбов был свидетелем того, как в прошлом веке на Дону старик-мельник, огорченный безветрием, попросил деревенских ребят сойтись в круг и пропеть старинную молитву:

Стрибу, Стрибу, подобрей, на крупчатку нам повей, на крупчатку да на дерть, а без тебя людям смерть!

Повей, Стрибу, нам из неба, треба нам на завтра хлеба!

«Скоро он «отпустил» крыло на своей мельнице, и оно легонько пошло. «Слава Богу! — перекрестился дед. — Вот Стриб и пришел, а то хоть зарез», и стал нам рассказывать, что Стриб — это ветер, и что в старину люди его очень уважали, и что коли нет ветра, так и «Стрибову внуку» делать нечего.

Под последним он подразумевал себя самого. Понял я значение нашего пляса лишь позже, когда стал заниматься изучением языческих обычаев. Дед при нашем посредстве вызывал Стрибога, хозяина ветра: «Стриб безгрешных детей слушает!» — объяснял он после. Так еще у этого деда сохранилось языческое верование до самых первых лет текущего столетия».

Славяне знали не только мужских духов воздуха, но и женских. Ясноликая богиня рассвета Зимцерла, жена бога Погода, внушала уверенность в наступающем дне. Она умывалась росой и, если девушки следовали ее примеру, то становились такими же красивыми, как и Зимцерла. В Киеве до принятия христианства был храм богини утренней зари.

В горах обитали крылатые девы-самовилы. Они часто прилетали в селения людей, помогали обиженным и сиротам, умели лечить и предсказывать будущее.

С полуденного, знойного неба слетала полудница, которая следила за тем, чтобы крестьяне не работали в это время, нарушивших обычай она поражала солнечным ударом.

Веселые, подчас даже шаловливые, воздушные девы, берегини старались держаться поближе к людям. Чарующими голосами они пели прекрасные песни и, как эльфы, ранним летом при луне водили хороводы у водоемов. Но было у них и более серьезное занятие они оберегали людей от упырей-кровососов. Поэтому их и назвали берегинями.

Много было воздушных духов у славян, но все они ушли в предания, легенды и сказки. Впрочем, в легендах повествуется, что вилы или самовилы — воздушные девы, потеряв крылья, лишаются возможности летать и становятся обыкновенными женщинами. Однако бывшие летуньи сохраняют магические способности. Они прекрасные знахарки, могут предсказывать смерть, хотя и небессмертны сами. Если их как следует рассердить, то они жестоко мстят.

И последствия при этом самые печальные.

Ещё понравится

Поделитесь впечатлениями

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *