Духи воды

Многие народы были убеждены: земля и суша возникли из первозданного океана. Древние египтяне устами своего бога Атума, создателя мира, поведали: «Не было еще ни неба, ни земли. Не было ни суши, ни змей. Простирался неоглядный Нун. Выйдя из него, я не отыскал места, куда ступить, и потому создал вечный холм Бен-Бен».

Еще не родились боги, а на планете обитали духи воды — шумерские Абзу и Тиамат. Абзу — это природные океанические запасы пресных вод. Там, в недосягаемой даже для богов глубине, на дне, хранятся божественные сущности — ме. На дне обитают мудрые существа — абгали, носители культуры и основатели городов будущего. Абзу и Тиамат создали первых богов, которые их же потом и убили: сначала мужа, а затем жену. Бог Мардук рассек тело Тиамат: из одной половины сотворил небо, из другой — землю.

Эту историю древние греки изложили по- своему. Их божество по имени Океан — отнюдь не океан, а величайшая в мире река, опоясывающая всю землю и омывающая материки. Кроме того, это существо из рода титанов, стоит на страже между двумя мирами — миром жизни и смерти. В браке с Тефидой он стал отцом трех тысяч дочерей-океанид и такого же количества сыновей — речных потоков.

-воды Духи воды

Добродушный Океан не участвовал в битве своих братьев-титанов с Зевсом и потому сохранил не только жизнь и свободу, но и власть над глубинами. Брат громовержца — Посейдон, властвовал лишь над поверхностью океанов и морей.

Посейдон получил в удел водную стихию после раздела мира между братьями: Зевс взял себе небеса и земли, Аиду отдал подземелья, остальное — зеленобородому богу морей. Но так было не всегда: раньше Посейдон повелевал всеми тремя мирами. Его абсолютную власть символизировал магический жезл — трезубец. В память о прошлом он устраивал землетрясения, любил конные состязания, покровительствовал всадникам, вырастил табуны морских скакунов — гиппокампов. По водной поверхности он бежал большой волной. Позже его стали изображать богом на колеснице.

В русских сказках Морского Царя иногда величают Океан-море, сравнивают с морским змеем — Чудо-Юдо. Известный исследователь славянского фольклора Александр Афанасьев в своей книге «Древо жизни» добавлял: «..Двойственный характер был свойственен Морскому Царю, который первоначально был дождящим громовником».

В былинах о новгородском купце Садко рассказывается, как корабельщики бросили этого гусляра в воду. Садко не утонул, а был принесен волной к Морскому Царю. Стоит на дне изба большая. Вошел купец в избу, а в ней на лавке лежит Морской царь. «Пой если богатый гость! — говорит ему царь» ждал тебя двенадцать лет, а ныне ты сам головой пришел. Поиграй-ка мне во звончатые гусли». Заиграл Садко, стал царя тешить, расплясался старик, и море синее взволновалось, реки разлились, и потопили много кораблей с товарами. Вздумалось царю женить гостя, привел тридцать девиц и приказал выбрать невесту. Лег спать Садко с избранной девой: в полночь закинул во сне на нее левую ногу, а когда проснулся поутру — то сам очутился под Новгородом, а левая нога его — в реке Волхов. Афанасьев делает из этого вывод: «Царь Морской выдает за богатого гостя дочь свою, реку Волхов: имя это в народной речи («за тую за реченьку Волхову») и в Новгородской летописи («через Волхову-реку») употребляется в женской форме». Женитьба Садко на деве-реке была брачным союзом бога-громовника с облачной нимфой; корабль, на котором он плыл по синему морю, — образ тучи. Чтобы остановить бурю на море, Садко должен порвать струны и прекратить игру на гуслях.

-воды-3 Духи воды

В другой сказке Морской Царь пускается в погоню за беглецами: дочерью Василисой Премудрой и похитившим ее Иваном-царевичем. Царь несется по небу черной тучей, сверкающей молниями. Вещая дева превращает своего милого в рыбу, а сама разливается рекой. Разгневанный Морской Царь проклинает дочь: «Будь же ты рекой целых три года!» — то есть, возвращает ее в первобытное стихийное состояние.

Водяные обитали в пресноводных водоемах: в омутах, среди тростников и осоки, там у них были устроены большие каменные палаты. Были и свои стада лошадей, коров, овец и свиней, которых водяные выгоняют пастись по ночам на окрестных заливных лугах.

При дневном свете духи вод скрываются в глубине, а ночью всплывают наверх и даже выбираются на берег, где расчесывают гребнем из рыбьих костей свои зеленые волосы. В лунной ночи они развлекаются, хлопая ладонью по поверхности воды — звучные удары слышны на большом расстоянии. Как и все стихийные духи, они могут внезапно появляться и исчезать: ныряют с неуловимой для взгляда быстротой. Среди совершенной тишины вдруг заклубится, запенится вода, из нее выскочит водяное чудо и в тот же миг скроется.

Водяные почти всегда женаты и имеют много детей. Их избранницами среди славян считаются моряны, водяницы, дунавки, русалки и утопленницы. Славянские водяные девы, как греческие сирены, немецкие ундины и никсы, были женщинами лишь наполовину, а ниже пояса имели рыбий хвост. Выставляя из воды головы, плечи и грудь, они поют чарующие песни и заманивают к себе неосторожных юношей.

-воды-2 Духи воды

Народные русские сказки рассказывают о мудрых девах, которые плавают по морским и речным просторам то белыми лебедями, то золотыми рыбками. Такая дева-оборотень, пойманная и брошенная на берег, оборачивается красной девицей, выходит замуж за сказочного героя, всех пленяет своим волшебством.

Существует также множество преданий о детях, украденных духами вод. Они забывают человеческую речь, их бледное тело покрывается рыбьей чешуей, между пальцами появляются перепонки. Иногда их называли фараонками, считая потомками утонувших египетских воинов и наделяли способностями предсказывать будущее…

Ещё понравится

Поделитесь впечатлениями

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *