Билкис - царица Савская

Третий царь Израильско-Иудейского царства Соломон (настоящее его имя «Шеломо», что означает — «мирный», «благодатный»), правивший с 965 по 928 гг. до н. э., был не только мудрым властителем, но и магом. Известный иудейский историк Иосиф Флавий писал о нем: «Бог также научил его изгонять бесов, а наука эта человеку весьма полезна. Еще Соломон составил заклинания, облегчающие душевные страдания.

И он оставил после себя искусство изгнания бесов, которым пользуются и по сей день…» Легенды повествуют о том, что Соломон также понимал невысказанные человеческие мысли, знал повадки животных и их язык, любил беседовать с птицами и рыбами. И вот так случилось, что удод сообщил ему о городе Китор в земле Савской, где правит женщина несравненной красоты и мудрости. Соломон послал Билкис, царице Савской, письмо, приказав ей прибыть в Иерусалим. О том, что произошло дальше, рассказывается в Библии (2-ая Книга хроник, глава девятая): «Царица Савская, услышав о славе Соломона, пришла испытать Соломона загадками в Иерусалим, с весьма большим богатством и с верблюдами, навьюченными благовониями и множеством золота и драгоценных камней. И пришла к Соломону, и беседовала с ним обо всем, что было на сердце у нее. И объяснил ей Соломон все слова ее, и не нашлось ничего не знакомого Соломону, чего он не объяснил бы ей».

 Билкис - царица Савская

Библия не сообщает, какие загадки задавала царица-волшебница царю-магу, однако об этом говорится в еврейской народной сказке «Загадки царицы Савской»: «Вот первая загадка, — сказала царица. — Растет в поле, птицам на радость, рыбам на погибель. Богатому доставляет почести, бедному — позор. Покойнику служит украшением, живому — устрашением.

— Это лен! — тотчас отвечал Соломон. — Растет в поле, птицы себе на радость клюют его зерна, рыбы себе на погибель попадают в сплетенные из него сети. Богатому льняные одежды прибавляют почестей, а бедному от льняных лохмотьев один позор. Покойник льняной саван украшает, а живого льняная петля устрашает».

Волшебница задала Соломону еще множество вопросов, и на все он отвечал незамедлительно и верно.

Наверно, состязание магов и обретение мудрости в ходе этого состязания и было основной причиной визита царицы Савской в Иерусалим. Хотя в разные времена находили другие причины: считали, что прекрасная правительница прибыла с караваном, чтобы узнать истинную веру — в Иегову, как написано в Библии, в — Аллаха, как сказано в Коране. Современная американская исследовательница Эдит Дин в книге «Знаменитые женщины Библии» высказала иное мнение: «Она прибыла в Иерусалим из своего царства, расположенного на юго- западе Аравии, чтобы проверить все, что она слышала о Соломоне, мудрейшем и богатейшем царе Израиля. Настоящей целью ее визита было, по-видимому, установление торговых границ, а также заключение союза с Соломоном… Ее впечатлили не только мудрость Соломона и его способность ответить на все трудные вопросы, но, как и любую женщину, ее поразило великолепие его домов, богатство придворных одеяний и роскошь царского стола».

-2 Билкис - царица Савская

Одно из преданий говорит, что у царицы Савской и иудейского правителя был сын, который, как записано в эпосе «Кабра нагаст» стал основателем эфиопской династии.

Кораническое сказание о Сулаймане и Билкис, правительницы Сабы, значительно полнее и исторически точнее библейского. Удод, прилетевший из Аравии, сказал Сулайману, как записано в суре «Муравьи»: «Я… пришел к тебе от Сабы с верным известием. Я нашел женщину, которая ими правит, и даровано ей все, и у нее великий трон. Я нашел, что она и ее народ поклоняются солнцу вместо Аллаха…» Михаил Пиостровский в книге «Коранические сказания» анализирует: «…Некоторые специфические детали отражают йеменские детали. Это огромный и удивительный трон. Для культуры древнего Йемена действительно были характерны монументальные, похожие на здания каменные троны правителей. …Относительно недавно стало ясно, что в народной религии древнего Йемена божество солнца Шаме играло очень большую роль… Подчеркивая поклонение царицы именно солнцу, Коран оказался достовернее многих недавних научных работ». Именно так, весьма неопределенно, словарь Эфрона и Брокгауза говорит о народе, которым правила Билкис: «Сабии — под этим именем были известны у европейских и мусульманских писателей самые разнообразные народности, относившиеся к различным историческим эпохам».

Тем не менее, о стране, находящейся на юге Аравии писали ассирийские цари Тиглатпарасар (в 711 г. до н.э.) и Синахериб (в 685 г. до н.э.). Древнейшее в греческой литературе сообщение о сабеях содержится в «Истории растений» Теофраста, позднее — в трудах Страбона, Плиния Старшего и Птолемея. Ветхий Завет упоминает об этой стране в нескольких местах: в Псалтири, Книге Исайи и Книге Иеремии. В течение многих веков посещение Иерусалима царицей Савской было популярным сюжетом среди художников. Дин пишет: «Рубенс изображает ее элегантной, достойной женщиной, чью одежду нельзя назвать ни слишком дорогой, ни безвкусной. На фреске Рафаэля в Ватикане она изображена с девичьей фигурой в тот самый момент, когда входит во дворец Соломона… Другие художники, например сэр ЭДж. Пойнтер, чье полотно написано в 1891 году и выставлено в Сиднейской галерее, рисует царицу Савскую в роскошных одеяниях, украшенную великолепными драгоценными камнями; что типично для жительницы богатых и процветающих земель южной Аравии».

-3 Билкис - царица Савская

Об этом визите написана опера Карла Гольдмарка «Царица Савская». Сама же Билкис, хотя и не упоминается в хрониках Сабы, особо отмечена в Новом Завете. В Евангелии от Матфея говорится, что в будущем ей предстоит стать судьей народа, который отверг Иисуса: «Царица Южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, нет здесь больше Соломона».

Мусульмане царицу Савскую запомнили под именем Билкис. А эфиопы считали её родоначальницей трехтысячелетней династии императоров Абиссинии.

Ещё понравится

Поделитесь впечатлениями

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *